Ишлинский Александр Юльевич
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Медаль № 9917
Орден Ленина № 344919
Ишлинский Александр Юльевич – научный руководитель НИИ-944 Государственного комитета Совета Министров СССР по судостроению.
Родился 6 августа 1913 года в Москве. Из дворянской семьи. Русский.
В 1930 году окончил Московский электромеханический техникум имени Л.Б. Красина и поступил в университет.
В 1935 году окончил механико-математический факультет Московского государственного университета. На протяжении семидесяти лет его жизнь и деятельность была неразрывно связана с Московским университетом: В 1938 году защитил кандидатскую, а в 1943 году - докторскую диссертации. С 1944 года был профессором Московского университета.
Ещё со студенческих лет А.Ю. Ишлинский вел интенсивную, разностороннюю педагогическую деятельность: с 1930 года - заведующий кабинетом технического черчения, с 1931 по 1938 - преподаватель Московского электромеханического техникума имени Л.Б. Красина, затем преподавал во многих высших учебных заведениях столицы: МГУ, МВТУ имени Н.Э. Баумана, МЭИ, Автомеханический институт, Педагогический институт имени К. Либкнехта, Военно-инженерная академия имени В.В. Куйбышева и других. В 1943-1945 годах - заведующий кафедрой теоретической механики в Московском военно-инженерном училище. В 1945-1946 годах - старший научный сотрудник Института механики АН СССР.
В 1947 году переехал по приглашению академика М.А. Лаврентьева в город Киев, где в 1948 году был избран действительным членом Академии наук Украинской ССР и назначен директором Института математики АН УССР (по 1955), а в 1949-1955 годах также - профессор кафедры теории упругости механико-математического факультета Киевского государственного университета имени Т.Г. Шевченко. Под руководством А.Ю. Ишлинского в этом институте получили развитие новые направления прикладных научных исследований, были созданы новые отделы, в том числе отдел общей механики, возникла киевская школа механиков - специалистов по гироскопам и системам инерциальной навигации. А.Ю. Ишлинский установил широкие связи возглавляемого им института математики с приборостроительными организациями Москвы, Ленинграда, Киева. Он не был кабинетным ученым. Лично принял участие в экспедиции к Земле Франца-Иосифа для проверки работы навигационных приборов в северных широтах летом 1955 года. По результатам наблюдений была создана теория двухроторного гироскопического гирогоризонткомпаса.
В 1955 году А.Ю. Ишлинский вернулся в Москву. С 1956 года - заведующий кафедрой прикладной механики Московского государственного университета, позднее переименованной в кафедру прикладной механики и процессов управления. В 1958-1959 годах - директор Института механики МГУ.
В 1950 годах началось активное участие А.Ю. Ишлинского в осуществлении ракетно-космических программ СССР. Принимал, вместе с Мстиславом Келдышем, личное участие в работах Государственной комиссии, при подготовке и проведении большинства летных испытаний ракет и первых запусков искусственных спутников Земли и других космических аппаратов на созданном в 1955 году космодроме Байконур. Наиболее тесно он сотрудничал с главными конструкторами Н.А. Пилюгиным и В.И. Кузнецовым.
Под его научным руководством проведены исследования в области теории гироскопии и общих вопросов инерциальных систем управления. Выполнены актуальные исследования по точности работы гироскопических систем инерциальной навигации и динамики твердых тел. Его исследования позволили создать теорию управления баллистическими ракетами и были использованы при создании комплексов командных приборов ракет Р-1, Р-2, Р-5, Р-7 и других.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 июня 1961 года за выдающиеся заслуги в создании образцов ракетной техники и обеспечении успешного полета человека в космическое пространство Ишлинскому Александру Юльевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
С 1965 года А.Ю. Ишлинский - директор вновь созданного Института проблем механики АН СССР (позднее - ИПМ РАН). Под его руководством институт стал крупнейшим научным центром страны в области механики. Уйдя в 1990 году с поста директора, он оставался Почётным директором этого института до конца жизни.
Автор фундаментальных исследований в области механики сплошной среды, динамики твердого тела, гироскопии и инерциальной навигации, создавший новые направления в тех разделах науки, которым он посвятил свой талант учёного и инженера. Исследовал закономерности трения качения по деформируемому основанию (1938), разработал оригинальную теорию динамической устойчивости (1949), развил общую теорию пластичности с линейным упрочнением (1954), предложил новую схему деформирования грунта при взрыве (1954), исследовал вопросы амортизации приборов при резком торможении (1957), разработал теорию пространственного гирокомпаса и др. гироскопических приборов (1952-1963), провёл важные исследования по общей теории инерциальной навигации и автономного управления (1957-1968).
Наряду с научной и инженерно-технической деятельностью вел большую издательскую работу: был главным редактором журнала «Известия РАН: Механика твердого тела», главным редактором ряда периодических изданий, сборников и книг, членом редколлегий различных журналов.
В 1960 году был избран академиком Академии наук СССР по отделению технических наук (механика, автоматика), минуя ступень члена-корреспондента АН. Доктор физико-математических наук (1944). Профессор (1944). Заместитель академика-секретаря Отделения механики и процессов управления АН СССР (1963-1970). Действительный член Академии наук Украинской ССР (1960). Член Инженерной академии Российской Федерации (1986).
Депутат Верховного Совета СССР 9-го и 10-го созывов (1974-1984). Был заместителем председателя Национального комитета СССР по теоретической и прикладной механике, членом Генеральной ассамблеи (с 1976) и членом Бюро (1984-1988) Международного союза теоретической и прикладной механики (IUTAM), президентом Всесоюзного совета научно-технических обществ (1970-1991), почетным президентом Российской инженерной академии (с 1990), вице-президентом (с 1971), президентом (1987-1991) и затем почетным президентом Всемирной федерации инженерных организаций, вице-президентом Всемирной Федерации научных работников. Помимо перечисленного, был членом Международной академии астронавтики, почетным членом Международной академии истории науки в Париже (1981), иностранным членом академий наук Польши (1977) и Чехословакии (1977), член-корреспондент Королевской инженерной академии Великобритании (1988), Мексиканской инженерной академии (1977), Национального географического общества США (1967).
Жил в городе-герое Москве. Продолжал работать до последних дней своей жизни. Он скончался в Москве после непродолжительной болезни 7 февраля 2003 года. Похоронен на Введенском кладбище города Москвы.
Награждён 3 орденами Ленина (20.04.1956, 17.06.1961, 08.08.1973), орденом Октябрьской Революции (17.09.1975), 3 орденами Трудового Красного Знамени (21.12.1957, 29.08.1969, 11.05.1981), 2 орденами Дружбы народов (20.08.1986, 04.08.1993), орденом «Знак Почета» (03.05.1954), медалями; иностранной наградой - орденом Кирилла и Мефодия 1-й степени (Болгария, 1970).
Лауреат Ленинской премии (1960), Государственной премии СССР (1981), Государственной премии Российской Федерации (1996), научных премий им. Н.Н. Острякова (1975), А.Н. Динника (1981), И.И. Сикорского (1992), золотой медали им. В.Г. Шухова (1992), научными медалями Чехословакии, Польши, ГДР.
В целях увековечения памяти ученого Президиум Российской академии наук в 2007 году постановил присвоить имя академика А.Ю. Ишлинского Институту проблем механики РАН. Внутри здания Института установлена мемориальная доска.
Биографию подготовил:
Большая советская энциклопедия
Москва - родина космонавтики. Биогр. энциклопедия. - М.: АвиаРус-ХХI. 2006
Учёные МГУ ‒ действительные члены и члены-корреспонденты РАН. ‒ М., 2004.