Кузнецов Виктор Иванович
Дважды Герой Социалистического Труда
Дважды Герой Социалистического Труда
Медаль № 6853
Орден Ленина № 318766
Медаль № 87
Кузнецов Виктор Иванович - главный конструктор НИИ-100 Министерства судостроительной промышленности СССР, главный конструктор научно-исследовательского института № 944 Государственного комитета Совета Министров СССР по судостроению.
Родился 14 (27) апреля 1913 года в Москве. Русский. Из семьи служащего. Русский.
Окончил среднюю школу в городе Боровичи Новгородской области, где тогда работал его отец. С 1930 года работал электромонтёром на комбинате «Красный керамик» в городе Боровичи. С 1933 по 1938 годы - студент Ленинградского политехнического института имени М.И. Калинина.
После окончания института с 1938 года - инженер-исследователь на заводе № 212 Народного комиссариата судостроительной промышленности СССР в Ленинграде. С 1940 года работал в НИИ-10 (Москва) начальником гироскопического отдела. Гироскопы всегда были уникальным оборудованием, в те годы их производили всего несколько стран в мире, их стоимость была буквально астрономической. Уже его первые работы увенчались успехом: созданные при его участии гироскопы были установлены на новейшем советском крейсере «Киров».
Начало Великой Отечественной войны застало В.И. Кузнецова в Берлине, где он находился в производственной командировке. Он был арестован и 10 дней находился в тюрьме и в лагере: гитлеровцы не желали выпускать талантливого инженера. По специальному указанию из Москвы сотрудники советского посольства оформили дипломатические документы, а до германского МИД было доведено, что персонал немецкого посольства будет выпущен из СССР только после освобождения советских технических специалистов. Благодаря этим действиям Кузнецов был освобождён и в августе 1941 года вместе с персоналом посольства через Югославию и Турцию вернулся в СССР. Его институт был уже эвакуирован в Свердловск, куда срочно выехал и Кузнецов.
С 1943 года работал в специальном конструкторском бюро Народного комиссариата судостроительной промышленности СССР: начальник отдела гиростабилизации, заместитель начальника конструкторского бюро, главный конструктор гироскопических приборов. На этих постах в годы Великой Отечественной войны проделал огромную работу по созданию и совершенствованию гироскопической техники для приборов управления артиллерийской стрельбой советских боевых кораблей. Многие его приборы были внедрены и производство и немедленно устанавливались на кораблях, отлично зарекомендовав себя в боевых действиях. Также ему принадлежит честь создания прибора стабилизатора стрельбы на танках. Член ВКП(б) с 1942 года.
В 1945 году находился в длительной командировке в Германии, изучая немецкую ракетную технику, в том числе приборы управления ракетами ФАУ-2. С мая 1946 года - главный конструктор НИИ-10, занимавшегося разработкой гироскопов для первой советской ракетной техники. С 1956 года до последних дней жизни трудился в НИИ-944 (ныне ФГУП «Научно-исследовательский институт прикладной механики имени академика В.И. Кузнецова»): главный инженер НИИ, заместитель директора НИИ, начальник и научный руководитель комплекса, главный инженер - заместитель директора НИИ по научной части. Основоположник создания гироскопической техники для ракетно-космического оборудования в СССР. Создатель конструкторской школы гироскопов.
Под руководством В.И. Кузнецова создавались гироприборы для систем управления первых советских ракет Р-1, Р-2, Р-5, Р-7, межконтинентальных баллистических ракет Р-16, Р-36, УР-100 и их многочисленных модификаций. Именно его гироскопы стояли на ракетах, выведших в космос первый спутник земли и космический корабль «Восток-1» с первым космонавтом Ю.А. Гагариным.
За заслуги в деле создания дальних баллистических ракет Указом Президиума Верховного Совета СССР (с грифом «совершенно секретно») от 20 апреля 1956 года Кузнецову Виктору Ивановичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
За особые заслуги в развитии ракетной техники, в создании и успешном запуске первого в мире космического корабля «Восток» с человеком на борту Указом Президиума Верховного Совета СССР («закрытым») от 17 июня 1961 года Кузнецов Виктор Иванович награждён второй золотой медалью «Серп и Молот».
Член легендарного Совета главных конструкторов космической техники под руководством С.П. Королёва. В 1960-е и 1970-е годы коллектив под его руководством создавал гироскопическое оборудование для советских автоматических межпланетных станций, совершивших полёты к луне, Венере, Марсу, для орбитальных космических станций типа «Салют» и «Мир», ракетно-космической системы «Энергия-Буран». Автор научных трудов по системам инерциальной навигации и автономного управления.
Жил в Москве. Скончался 22 марта 1991 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Лауреат Ленинской премии (1957), двух Сталинских премий (1943, 1946), трёх Государственных премий СССР (1962, 1967, 1977).
Академик Академии наук СССР (1968). Член-корреспондент АН СССР (1958). Член-корреспондент Академии артиллерийских наук СССР (1949). Доктор технических наук (1959), профессор (1973). Действительный член Международной академии аэронавтики (1991).
Награждён 3 орденами Ленина (20.04.1956; 26.04.1973; 26.04.1983), орденом Октябрьской Революции (26.04.1971), 2 орденами Трудового Красного Знамени (28.04.1963, 17.09.1975), медалями.
Именем Героя назван научно-исследовательский институт, который он возглавлял многие годы - ФГУП "Научно-исследовательский институт прикладной механики имени академика В.И. Кузнецова" в Москве. Бронзовый бюст В.И.Кузнецова установлен в Москве.
Биографию подготовил:
Военный энциклопедический словарь РВСН. ‒ Москва, 1999.
Космонавтика и ракетостроение России. Биографическая энциклопедия. Москва, 2011.
Отечественная радиолокация. Биографическая энциклопедия. Москва, 2011.
Судостроение России: биогр. энцикл. – Москва, 2008.