Зуенко Иван Семёнович
Герой Советского Союза
Герой Советского Союза
Медаль № 9052
Зуенко Иван Семёнович - штурман эскадрильи 108-го бомбардировочного авиационного полка 36-й бомбардировочной авиационной дивизии 1-го гвардейского бомбардировочного авиационного корпуса 18-й воздушной армии, капитан.
Родился 15 февраля 1922 года в селе Шарковщина ныне Миргородского района Полтавской области Украины в семье крестьянина. Украинец. Окончил среднюю школу.
В Красной Армии с 1940 года, по комсомольской путевке. В 1941 году окончил Мелитопольскую военную авиационную школу пилотов, а в 1942 году - 1-ю Высшую школу штурманов и лётчиков Авиации дальнего действия.
На фронте Великой Отечественной войны с ноября 1942 года, штурман экипажа, с августа 1943 года - штурман звена, в конце войны стал штурманом эскадрильи. Всю войну прошел в составе 108-го бомбардировочного авиационного полка АДД.
Штурман эскадрильи 108-го бомбардировочного авиаполка (36-я бомбардировочная авиадивизия, 1-й гвардейский бомбардировочный авиакорпус, 18-я воздушная армия) кандидат в члены ВКП(б) капитан Зуенко И.С. к концу войны совершил 232 боевых вылета на бомбардировку железнодорожных узлов, аэродромов, скоплений войск противника. Участвовал в обеспечении проводки морских конвоев союзников в Мурманск и Архангельск. Выполнял задания по выброске парашютистов, оружия и боеприпасов для литовских и белорусских партизан.
С 22 ноября 1943 года по 20 февраля 1944 года входил в состав оперативной группы 8-го авиакорпуса Авиации дальнего действия - "Север-3", самолёты Ил-4 (модификация ДБ-Зф) которой базировались на аэродроме под Мурманском. Главной задачей этой группы являлась боевая работа в интересах Северного флота. В ночь на 11 февраля 1944 года в качестве штурмана экипажа капитана Осипова В.В. участвовал в бомбардировке гитлеровского линкора "Тирпиц" в Альтен-фьорде (Северная Норвегия). В Заполярье выполнил 41 боевой вылет.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, капитану Зуенко Ивану Семёновичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".
После войны И.С. Зуенко продолжал службу в ВВС. Член ВКП(б)/КПСС в 1946-1991 годах. В 1955 году он окончил Центральные лётно-тактические курсы офицерского состава. Последняя должность в армии - штурман по самолётовождению 201-й тяжелобомбардировочной авиационной дивизии дальней авиации. С 1968 года полковник И.С.3уенко - в запасе.
Жил в городе Энгельс Саратовской области. Умер 9 ноября 1992 года. Похоронен на Восточном кладбище в Энгельсе.
Награждён 2 орденами Ленина, 2 орденами Красного Знамени (15.0.1946, 22.02.1955), 3 орденами Отечественной войны 1-й степени (29.12.1943, 6.11.1944, 11.03.1985), 2 орденами Красной Звезды (31.08.1945, ...), медалью "За оборону Советского Заполярья" (1945), другими медалями.
Справка из музея воинской части:
"Зуенко Иван Семенович родился в 1922 г. в селе Шарковщина Полтавской области. Член КПСС с 1944 г. Украинец. Штурман авиационной эскадрильи 108-го бомбардировочного авиационного полка. Капитан. Участник Великой Отечественной войны с ноября 1942 г. Произвел 232 успешных боевых вылета на бомбардировку военно-промышленных объектов в глубоком тылу врага, в том числе на города Тильзит, Берлин, Данциг, Кенигсберг.
Как наиболее опытному штурману командование поручало капитану Зуенко самые ответственные задания: 8 раз лидировать части корпуса, 54 раза - части дивизии. Более 100 боевых вылетов выполнил в сложных метеоусловиях. Успешно выполнил 41 боевой вылет на бомбардирование военно-морских и авиационных баз противника в Заполярье, на северном побережье Норвегии и на территории Финляндии. В дни летнего наступления Советской Армии в 1944 г. совершил в сложных условиях 3 боевых вылета в целях сброса оружия, боеприпасов и других грузов литовским партизанам.
В ночь на 11 июня 1944 года по пути к цели между Витебском и Оршей экипаж бомбардировщика подвергся атакам ночного истребителя противника. В результате воздушного боя был убит стрелок и ранен летчик. На самолёте были пробиты бензобаки второй группы, повреждена внутренняя связь. Зуенко, имея большой опыт в пилотировании самолёта, вставил ручку управления и стал помогать летчику. После воздушного боя на сильно поврежденном самолёте экипаж точно бомбардировал железнодорожную станцию Богушевск. Штурман благополучно привел самолёт на свой аэродром и произвел уверенную посадку.
За мужество и героизм, проявленные при выполнении боевых заданий, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 г. Зуенко И.С. присвоено звание Героя Советского Союза".
О И.С. Зуенко и его фронтовых буднях:
В ударную группу из трех "илов" [на бомбардировку "Тирпица"] командованием был включён самолет Осипова-Зуенко, оба они благополучно довоевали до Дня Победы.
Иван Семёнович Зуенко в кратком своём письме не счёл нужным хотя бы словом обмолвиться о своей биографии и послевоенной жизни. Эта скромность присуща всей четвёрке живых [Владимиров М.Г., Зуенко И.С., Осипов В.В., Прокудин А.Н.] - качество похвальное, но, надо признать, крайне неудобное для автора этих строк. Самые интересные, так сказать, центральные факты о своём собеседнике или корреспонденте я узнавал, как правило, не от него.
Но кое-что могу сказать и о Зуенко.
В 1944 году в районе Витебска советский самолёт подвергся атаке ночного истребителя противника. Воздушный стрелок-радист был убит, лётчик ранен, часть баков с горючим оказалась пробита. Как это ни поразительно, экипаж не отказался от выполнения боевой задачи. На сильно повреждённом самолёте отбомбились по железнодорожной станции, занятой фашистами. На обратном пути от потери крови раненый летчик начал терять сознание. Штурман Зуенко принял управление на себя, довёл машину до аэродрома и произвёл посадку, как заправский летчик.
И вот человек такого самообладания пишет: "Мы вышли победителями в неравной схватке с ПВО аэродрома Хебуктен благодаря исключительному мужеству командира корабля капитана Осипова В.В. и его блестящей технике пилотирования самолёта в ночных условиях".
"… Первая неожиданность подстерегала в воздухе экипаж Осипова. На траверзе Киркенеса левый двигатель самолета стал давать перебои. Винт шел рывками, мотор натужно захлебывался воздушными струями. Послушав это минуту-другую, Осипов крикнул своему штурману: "Пожадничали! Перегруз!.." ДБ-Зф был надёжной, практически безотказной машиной, но его расчётной боевой нагрузкой была 1- 1,5 тонны бомб. Лучшим экипажам в персональном порядке разрешалось брать до двух тонн бомб. А на вылет в Альтен-фьорд Осипов добился разрешения взять свыше двух тонн бронебойных и фугасных бомб - так хотелось угостить "Тирпица" полной порцией гремучих гостинцев!
И на тебе.
Ещё какое-то время они прислушивались к предательскому мотору... Тряска крыла усиливалась. Нужно было возвращаться. И нужно было избавляться от бомб. Штурману достаточно было нажать для этого кнопку "Сброс". Очень просто. Зуенко ждал одной команды, а получил другую:
- Давай, Иван, курс на Хебуктен! Разгрузимся по аэродрому!
"Если доберёмся" - это подразумевалось само собой.
Аэродром Хебуктен лежал на кратчайшем возвратном курсе, и Осипов решил по нему отбомбиться. Бомбардировщик отвернул на юг и в одиночестве полетел сквозь черноту полярной ночи. Слабая перемена тона этой черноты внизу, под крылом, обозначила береговую линию.
Что значит одиночному самолету идти на бомбежку такой защищенной цели, как военный аэродром? Это значит, называя вещи своими именами, дергать смерть за усы. Ни один аэродром гитлеровцев в Заполярье не прикрывался более мощной ПВО, чем Хебуктен. Они знали это и продолжали лететь.
По штурманскому расчету легли на боевой курс, не различая еще впереди ничего, но в полной уверенности, что аэродром появится там, где ему положено быть. Зуенко не ошибался. Знали они и то, что на земле слышен звук их моторов, ясен курс самолета. Но зенитки молчали и прожекторы бездействовали. Это была обычная уловка фашистов. Осипов и Зуенко знали это и продолжали лететь.
Зуенко различил, наконец, далеко внизу и впереди стоянку самолётов, которые должны были быть "юнкерсами", и произвел прицеливание... Через 15 секунд бомбы будут сброшены. Им оставалось подождать четверть минуты! В то же мгновение десяток прожекторов разом вспыхнул на земле. Мощное световое поле ударило лётчика по глазам, ослепляя его. Свет прожектора - это род оружия. Причём оружия не только оборонительного, но и наступательного. В войну бывали примеры, что лётчик терял ориентировку, ослепнув от яркого света, и вгонял машину в землю. Но это случалось только с неопытными лётчиками, а Осипов воевал третий год. Чтобы не потерять зрение от светового удара по глазам, он тотчас втянул голову в плечи и уткнулся лицом в приборную доску, оставаясь в таком положении до конца атаки. К прожекторам сразу же присоединились зенитки, их первые залпы легли близко и плотно. У зенитчиков Хебуктена боевой практики было в избытке. Через пробоины в фюзеляже кабина заполнилась взрывной гарью. От взрывов самолёт трясло и подбрасывало, но они летели, не маневрируя и не уклоняясь, чтобы выйти в расчётную точку сброса бомб. Это называлось слегка по-обломовски "лежать на боевом курсе". Так они и лежали четверть минуты.
Когда же бомбы были сброшены, каждый продолжал выполнять свои обязанности. Осипов, чтобы вырваться из клубка разрывов, свалил самолёт на крыло и заскользил вниз и вбок, а Зуенко продолжал неотрывно наблюдать за стоянкой "юнкерсов", чтобы видеть, как лягут их бомбы. Легли они неплохо: через несколько суток донесение агентурной разведки Северного флота подтвердило уничтожение двух вражеских бомбардировщиков. Но пока что им было не до радости. Надрывая битые моторы, самолёт на последних оборотах тянул домой, свистя полученными пробоинами, как сотня старьевщиков могла бы свистеть в сотню своих свистулек...
Лишившись самолёта Осипова, группа "илов" в составе пяти бомбардировщиков продолжала выполнять боевое задание…"
Ткачёв Александр. "Охота на "Тирпица". Документальная повесть.//Журнал "Честь имею", 1994, № 10, стр. 47, 48-49, 61.
Биографию подготовил:
Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.
За мужество и отвагу. Харьков, 1984
Сорокажердьев В.В. Они сражались в Заполярье. - Мурманск, 2007.