Прокудин Алексей Николаевич
Герой Советского Союза
Герой Советского Союза
Медаль № 4416
Прокудин Алексей Николаевич - штурман звена 108-го авиационного полка 36-й авиационной дивизии 8-го авиационного корпуса Авиации дальнего действия, капитан.
Родился 30 сентября 1915 года в селе Верхнеатамансксе ныне Старооскольского района Белгородской области в семье крестьянина. Русский. Окончил среднюю школу в городе Луганск (Ворошиловград). Работал электросварщиком на паровозостроительном заводе.
В Советской Армии с 1935 года. В 1938 году окончил Одесское пехотное училище имени К.Е. Ворошилова и практически сразу переведён в ВВС. В 1939 году окончил Чкаловское военное авиационное училище штурманов. Служил младшим летнабом в 27-й дальнебомбардировочной авиационной бригаде Ленинградского военного округа и в 42-м дальнебомбардировочном авиационном полку. Участвовал в советско-финляндской войне 1939-1940 годов.
В боях Великой Отечественной войны с октября 1941 года. Штурман экипажа 42-го дальнебомбардировочного авиационного полка лейтенант А.Н. Прокудин участвовал в битве за Москву, в Сталинградской битве, в обороне Ленинграда, в обороне Заполярья (в составе оперативных групп АДД в мае-июне и сентябре-октябре 1942). С осени 1942 -штурман экипажа 108-го авиационного полка АДД, в 1943 году назначен штурманом звена. Член ВКП(б)/КПСС с 1942 года.
С 22 ноября 1943 года по 20 февраля 1944 года входил в состав оперативной группы 8-го авиакорпуса - "Север-3", самолёты Ил-4 (модификация ДБ-Зф) которой базировались на аэродроме под Мурманском. Главной задачей этой группы являлась боевая работа в интересах Северного флота и атаки немецких аэродромов на Севере. В ночь на 11 февраля 1944 года в качестве штурмана экипажа капитана Романова П.И. участвовал в бомбардировке гитлеровского линкора "Тирпиц" в Альтен-фьорде (Северная Норвегия). Всего в Заполярье выполнил 49 боевых вылетов.
Штурман звена 108-го авиаполка (36-я авиадивизия, 8-й авиакорпус, АДД) капитан Прокудин А.Н. к апрелю 1944 года совершил 255 боевых вылетов на бомбардировку военно-промышленных объектов в глубоком тылу противника, скоплений его живой силы и техники в армейском и фронтовом тылу.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года за мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, капитану Прокудину Алексею Николаевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".
Окончил войну в должности штурмана эскадрильи того же полка. Всего к 9 мая 1945 года выполнил 267 боевых вылетов.
Продолжал службу в ВВС, инструктор по астронавигации в 108-м авиационном полку 16-й воздушной армии. С декабря 1949 года майор Прокудин А.Н. - в отставке по болезни.
Жил в городе Ивантеевка Московской области. Умер 20 декабря 1989 года. Похоронен на Кавезинском кладбище (Пушкинский район Московской области).
Награждён орденом Ленина (19.08.1944), орденом Красного Знамени (31.12.1942), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (17.06.1943; 11.03.1985), орденами Отечественной войны 2-й степени (21.11.1945), Красной Звезды (20.06.1942), медалями.
Фото к биографии предоставлено Владиславом Храмовым (Москва) 13.01.2014.
Справка из музея воинской части:
"Прокудин Алексей Николаевич родился в 1915 г. в селе Верхнеатаманское Курской области. Русский. Член КПСС с 1942 г. Штурман звена 108-го авиационного полка. Капитан. Участник войны с белофиннами. В Великой Отечественной войне с октября 1941 г.
Вся боевая деятельность капитана Прокудина А.Н. была образцом героизма, мужества и боевого мастерства.
7.12.41 г. получил задание бомбардировать эшелоны противника на железнодорожном перегоне Смоленск-Ярцево. При облачности 10 баллов, в снегопад вышел на цель на высоте 100-200 м. Через 6 минут обнаружил воинский эшелон в 25-30 вагонов, который прикрывался тремя зенитными пулеметами. Пренебрегая опасностью, Прокудин с высоты 300 метров точно бомбардировал эшелон. Паровоз и десять вагонов свалились под откос, два вагона взорвались. Образовалось несколько очагов пожара. Более 30 боевых вылетов совершил капитан Прокудин А.Н. в составе оперативной группы, выполняя ответственное задание Верховного Командования, обеспечивая проводку караванов союзников в северные порты нашей страны. В ночь на 22 и 26 октября 1942 г. группа в составе 9 самолетов подвергла бомбардировке аэродром Лаксельвен (Северная Норвегия). Оба раза Прокудин выполнял самое трудное - освещение цели. В результате отличного выполнения боевого задания группа уничтожила на аэродроме группу самолетов противника.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19.08.44 г. А.Н. Прокудину было присвоено звание Героя Советского Союза".
А.Н. Прокудин об эпизодах фронтовой жизни:
"… Прокудин был первым, кого мне удалось разыскать из живых участников "группы 10 февраля", как её можно условно назвать, той группы летчиков и штурманов 36-й авиадивизии, что принимала участие в налёте на "Тирпиц" Алексей Николаевич много раз по ходу беседы извинялся, что не может вспомнить точно какой-нибудь даты или названия географического пункта его, бывшего штурмана, человека с пожизненной привычкой к точности, столь объяснимая и понятная "неисправность" памяти очень смущала. "Это вам лучше, чем я, может рассказать такой-то", - называл он фамилию бывшего сослуживца. А в этом бою участвовал такой-то, вы ему напишите..."
"В составе оперативных групп на Севере наш экипаж работал трижды. В третий раз как стали собирать опергруппу, командование принялось искать, какие экипажи заполярный опыт имеют. Таких два экипажа нашлось, что из первого состава уцелели, остальным вечная память. Потому расскажу о работе на Севере, кто же вам ещё расскажет? Скоро одни бумажки останутся. Когда шли союзные конвои, у нас была главная задача - бороться с германской торпедоносной и бомбардировочной авиацией, держать её на аэродромах Хебуктен, Лаксельвен, Луостари, Киркенес и других, чтоб не взлетала. Брали мы стокилограммовые фугаски, чтоб воронок побольше числом получилось, и бомбили взлётно-посадочные полосы. Аэродромов-то много, а сил у нас маловато, поэтому летали круглосуточно и бомбили по графику. Весь смысл в том заключался, чтобы фашисты не успевали аэродромы в порядок приводить.
А теперь скажите, как с погодой быть. Ясных дней на Севере мало, облачность низкая чаще всего сплошная. Взлетать и садиться можно, а бомбить прицельно нельзя, потому что не видно земли. Со смекалкой и тут приспособились: до каждого аэродрома подлётное время до секунды рассчитали. Долетел до расчётной точки - бомби. Тут, конечно все на штурманской квалификации строилось. Курс надо было выдерживать точно, ветер ловить и все поправки на него учитывать.
Побольше бы нам силёнок в те дни. Другой раз обидно бывало до горечи. Видишь самолёты на стоянке, а трогать их тебе запрещено, потому что расходовать бомбы на любые цели, кроме взлётно-посадочных полос, нам строжайше запрещалось. "Пройдёт конвой, тогда бомби стоянки!" - так нам говорили. А сейчас всю стаю надо на земле держать, так что наша задача рой фугасками воронки на ВПП, чтобы фриц их засыпать и трамбовать не поспевал. Так и воевали мы без сна круглосуточно в воздухе, а немец с тачками бегает. Мы роем - он закапывает, мы роем - он закапывает.
А конвой тем часом идёт."
Ткачёв Александр. "Охота на "Тирпица". Документальная повесть.//Журнал "Честь имею", 1994, № 10, стр. 45, 59.
Биографию подготовил:
Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.
Герои-белгородцы. 2-е изд., доп. Воронеж, 1972
Сорокажердьев В.В. Они сражались в Заполярье. - Мурманск, 2007.