Герой Социалистического Труда
Транспорт: Железнодорожники
Елисеев Василий Михайлович

Елисеев Василий Михайлович

22.03.1915 - 26.08.1977

Герой Социалистического Труда

Даты указов

05.11.1943

Медаль № 66

Орден Ленина № 15476

Елисеев Василий Михайлович - паровозный машинист депо Ленинград-Финляндский паровозной колонны НКПС №48.

Родился 22 марта 1915 года в городе Колпино Царскосельского уезда Санкт-Петербургской губернии, ныне - в составе Санкт-Петербурга. Русский. После окончания шестого класса средней школы в 1928 году поступил в Архангельскую школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). Окончив её в 1930 году, стал работать на заводе №2/9 в том же городе пароходным машинистом. С 1932 года он трудился слесарем и машинистом паровоза в депо Няндома Северных железных дорог.

В 1938-1940 годах служил в Рабоче-крестьянской Красной Армии. Участник войны с Финляндией 1939-1940 годов. Первое время был машинистом на бронепоезде, после известия о гибели брата, добился перевода в стрелковую часть и воевал пулеметчиком. После демобилизации вернулся на паровоз.

С 1940 года работал машинистом паровоза в депо Ленинград-Финляндский Октябрьской железной дороги. Великая Отечественная война застала его на Карельском перешейке.

С первых дней войны, бригада Елисеева водила поезда на участке Ладожское Озеро-Ленинград, сразу же оказалась в зоне действия вражеской авиации. В первый месяцы войны часть машинистов, помощников и кочегаров добровольцами уходили в армию на фронт, в блокаду многие умирали в городе от голода. Оставшиеся в строю члены локомотивных бригад из последних сил работали сутками. Однажды обстановка сложилась так, что бригада Елисеева не покидала паровоз в течение 56 часов.

В первую суровую блокадную зиму в городе действовала единственная 5-я ТЭЦ. Бригада Елисеева работала на доставке торфа для электростанции, первой привёла двойной состав. В течение пяти месяцев Елисеев не покидал депо и водил под бомбежками тяжеловесные и скоростные поезда, вывез с мест заготовок около двух миллионов тонн топлива.

Времени на отдых и ремонт паровоза не было, бригады прилагали все усилия и изобретательность, чтобы локомотив всегда был исправным. Удалось обеспечить бесперебойность работы локомотива в течение полутора лет. Этот опыт применяли другие локомотивные бригады. А изготовление запасных частей сумели организовать в мастерских электростанции №5. В самое трудное блокадное время паровоз старшего машиниста Елисеева работал без сбоев и заходов в депо для ремонта.

В январе 1943 года на базе депо Ленинград-Сортировочный-Московский была сформирована колонна паровозов особого резерва №48, в ее состав был зачислена и бригада Елисеев. После освобождения Шлиссельбурга колонна осуществляла перевозки на "Дороге победы", построенной между Шлиссельбургом и станцией Поляны участка Мга-Волховстрой. Трасса проходила в 4-6 километрах от линии фронта и по открытой местности, поэтому легко простреливалась противником. Кроме того, тяжелый профиль и план железной дороги требовали искусства в управлении и отоплении паровоза, чтобы искры или пламя огня из трубы не указали противнику местонахождения состава.

Чтобы уберечься от обстрелов, поезда водили ночью "вслед" с интервалом в попутном направлении через 5-10 минут. Этот метод впоследствии назвали "караванным". Ведя состав, машинист должен очень внимательно следить за состоянием пути, бомбардировками, за впереди идущим составом, чтобы не допустить столкновения с его хвостом. В мае ночи стали короткими и решено было двигаться и днём. Первый дневной поезд повел Елисеев. Это было неожиданностью и для немцев, однако через некоторое время они разгадали этот манёвр, и снаряды стали взрываться все ближе, но ни одного прямого попадания не было. В Волховстрое заделав пробоины в паровозе, Елисеев отправился в обратный рейс. Приехали живыми, состав довели в целости. Нередко приходилось ездить под артиллерийскую дуэль вражеских и наших орудий, которые били по позициям противника.

После прорыва блокады Б. К. Саламбеков, который работал на Шлиссельбургской трассе, писал: "Это была трасса массового героизма и мужества железнодорожников. Замечательные люди были в колонне. Не только трус, а просто робкий человек здесь не выдержал бы. Кроме героизма от людей требовалось мастерство, внимание, собранность, иногда просто находчивость".

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени Елисееву Василию Михайловичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот».

В 1944 году Елисееву было присвоено звание техника-лейтенанта тяги.

В послевоенное время окончил Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта, сначала паровозное, а затем тепловозное отделение. Работал в локомотивных депо Ленинград-Финляндский, а последние 16 лет - в Ленинград-пассажирский-Московский - начальником. Жил в городе Ленинграде (Санкт-Петербург). Скончался 26 августа 1977 года. Похоронен на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга.

Награжден 2 орденами Ленина (21.07.1942; 05.11.1943), орденом Трудового Красного Знамени (04.05.1971), медалями, в том числе «За трудовое отличие» (31.07.1954); серебряной медалью ВДНХ и дважды высшей отраслевой наградой - знаком «Почётному железнодорожнику».

Заслуженным памятником прославленному машинисту является легендарный паровоз Эш № 4375, который установлен на станции Ладожское Озеро. Именно на этом паровозе бригада Елисеева доставляла в самую тяжёлую блокадную зиму топливо для электростанции.


 

Биографию подготовил: Сергей Каргапольцев

Источники

Герои стальных магистралей. Кн. 3. М. 2004

Герои труда военных лет 1941-1945. М. 2001

Подводная археология   Т