Герой Советского Союза
ВВС: Лётчики-истребители
Брызгалов Павел Александрович

Брызгалов Павел Александрович

22.09.1922 - 30.04.1998

Герой Советского Союза

Даты указов

15.05.1946

Медаль № 4997

Орден Ленина № 53436

Брызгалов Павел Александрович - заместитель командира эскадрильи 178-го гвардейского истребительного Краснознамённого ордена Богдана Хмельницкого 2-й степени авиационного полка (14-я гвардейская истребительная авиационная дивизия, 3-й гвардейский истребительный авиационный корпус, 5-я воздушная армия, 2-й Украинский фронт), гвардии старший лейтенант.

Родился 22 сентября 1922 года в деревне Бекени, ныне Кунгурского района Пермского края, в семье рабочего. Русский. В 1940 году окончил среднюю школу города Пермь, учился в аэроклубе.

В Красной Армии с 1941 года. В 1942 году окончил Руставскую военную авиационную школу пилотов.

В действующей армии с июня 1943 года. Прошёл боевой путь от рядового лётчика-истребителя до заместителя командира эскадрильи. Сражался на Воронежском, Степном, 2-м Украинском фронтах.

Участвовал:
- в Курской битве, в боях за Белгород и Харьков, в битве за Днепр и прикрытии с воздуха плацдармов – в 1943 году;
- в боях за города Кривой Рог и Кировоград, в Уманско-Ботошанской операции, в боях над рекой Прут, в Ясско-Кишинёвской операции, в освобождении Молдавии и Румынии, в боях в Венгрии за город Дебрецен и при форсировании Дуная – в 1944;
- в боях за Будапешт, Секешфехервар, Эстергом, Комарно, Брно, в освобождении Чехословакии – в 1945.

Заместитель командира эскадрильи 178-го гвардейского истребительного авиационного полка гвардии старший лейтенант Брызгалов к марту 1945 года совершил 248 боевых вылетов, в 61 воздушном бою лично сбил 19 самолётов противника и 1 уничтожил на земле при штурмовке аэродрома.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии старшему лейтенанту Брызгалову Павлу Александровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 4997).

После войны продолжал служить в ВВС. Член КПСС с 1946 года. В 1953 году окончил Военно-воздушную академию. С 1959 года подполковник П.А.Брызгалов - в запасе. Жил в городе Ступино Московской области. С 1964 года по 1990 год работал старшим инженером по испытаниям газотурбинных двигателей Ступинского ОКБ (ныне АО НПП «Аэросила»). Умер 30 апреля 1998 года. Похоронен на городском кладлбище в Ступино.

Почётный гражданин города Ступино.

Награждён орденом Ленина (15.05.46), 2 орденами Красного Знамени (05.07.44; 22.02.45), орденами Александра Невского (№ 32612 от 27.02.45), Отечественной войны 1-й (06.04.85) и 2-й степеней (19.10.43), 2 орденами Красной Звезды (24.08.43; 30.12.56), 8-ю медалями.


Свою боевую деятельность Павел Брызгалов начал в составе 3-й эскадрильи 240-го истребительного авиационного полка летом 1943 года. Освоив лишь недавно поступившие в полк самолёты Ла-5, сразу принял участие в боях на Курской дуге под Белгородом и Харьковом, где быстро отличился. 14 августа 1943 года сбил свой первый истребитель Ме-109.

Вскоре развернулись ожесточённые воздушные бои над Днепром. Тучи фашистских бомбардировщиков совершали налёты на наши завоёванные на правом берегу Днепра плацдармы.

2 октября 1943 года в составе восьмёрки истребителей Брызгалов участвовал в воздушном бою с 27-ю фашистскими бомбардировщиками и 12 «мессершмиттами». Вся группа почти на встречных курсах левым разворотом стремительно и неудержимо атаковала головную девятку "лапотников". Фашисты были ошеломлены дерзостью: советские лётчики разрушили их боевой порядок и огневое взаимодействие. В первой атаке они сбили 2-х "юнкерсов". Одного из них, ведущего девятки сбил Брызгалов. Гитлеровцы не выдержали яростных атак и, сбросив бомбовый груз на свои же войска, ушли на запад. После этого советские лётчики принялись за вторую девятку. Брызгалов схлестнулся с 2-я «мессершмиттами» и одного точной очередью сразил.

После этого боя по авиационным частям распространилось обращение командования корпусом к рядовому, сержантскому и офицерскому составу, в котором говорилось:
"...Полк С. Подорожного за неделю воздушных боёв уничтожил 50 фашистских стервятников, потеряв при этом три самолёта.
Лётчики, особо отличившиеся в боях: К. Евстигнеев, сбивший — 7 самолётов противника, И. Кожедуб — 6, А. Колесников — 5, по два — А. Амелин, П. Брызгалов, В. Мухин, Б. Жигуленков, Е. Гукалин и другие.
Так 2.10.43 года лётчики второй эскадрильи трижды вступали в бой с самолётами противника, и всякий раз враг панически покидал поле боя. Сбив семь самолётов противника, лётчики без потерь вернулись на свой аэродром. В тот же день девятка Ла-5 этого подразделения встретила три группы бомбардировщиков с истребителями общей численностью более 60 самолётов и принудила противника к тому, что он сбросил бомбы на головы своих войск"
.

В боях над Днепром Брызгалов показал себя настоящим асом, сбив 5 самолётов противника. Кроме 2-х самолётов, сбитых 2 октября, были ещё: 5 октября – Ме-109, 29 и 31 октября – 2 бомбардировщика Не-111.

Вскоре развернулись упорные бои за Кривой Рог и Кировоград. 30 января 1944 года «на подступах к Кривому Рогу, на северо-западной его окраине, разгорелся танковый бой. Сотни машин стоят одна против другой, как дуэлянты, на открытом поле.
Но у нас в небе свои дела — идет схватка с девяткой "юнкерсов" и восьмеркой "мессеров". Нас четыре четверки! Мы бьемся почти над танкистами. Разгорается бой не на жизнь, а на смерть. "Юнкерсы" полыхают и падают на землю. Я вижу, как одного из них, отколовшегося от группы, добивает Павел Брызгалов: при выходе из атаки он не отходит далеко от "юнкерса", а пикирует сверху и с малой дистанции дает очередь. У фашистского бомбардировщика отваливается правая плоскость, и он, кувыркаясь, падает вниз...
Брызгалов из эскадрильи Ивана Кожедуба. Ходил он ведомым своего командира, потом сам водил в бой пару, возглавлял четверку в сковывающей группе. Паша — крепыш среднего роста, с полным румяным лицом, гордой осанкой, уверенным взглядом — сильный воздушный боец. И в этом слове сказано много! И посадка в кабине у Паши под стать выправке на земле — горделивая: летчик зорко наблюдает за воздухом, отыскивая противника на всех высотах.
(Из книги К.Евстигнеева «Крылатая гвардия»).

14 марта 1944 года Брызгалов сбил Ju-87, но был подбит и сам одним из «мессеров» группы прикрытия. Ему удалось совершить удачную вынужденную посадку.

В апреле-мае 1944 года полк вёл бои уже над Прутом, помогая пехоте форсировать эту водную преграду. Там произошла грандиозная воздушная схватка двух эскадрилий Ла-5 с 27 Ю-87, 24 румынскими машинами типа ИАР-80, 14 Ме-109 и 8 ФВ-190. Наши лётчики одержали победу – бомбардировщики сбросили бомбы, куда попало. На земле догорало 9 фашистских самолётов. Но при возвращении на свой аэродром 2 "мессершмитта"-охотника неожиданно выскочили над Брызгаловым из облачности. Кожедуб бросился на помощь, чтобы упредить их атаку, но не успел... «Мессер» дал по «лавочкину» очередь. Самолёт загорелся, немцы скрылись в облаках. Брызгалов выпрыгнул с парашютом. Приземлился он на вражеской территории и 3 дня пробирался к своим.

Когда Иван Кожедуб, был переведён в другой полк, Брызгалову достался его самолёт Ла-5Ф, на котором была дарственная надпись от колхозника-пчеловода колхоза «Большевик» Бударинского района Сталинградской области В.В.Конева. На этой машине Брызгалов одержал ещё 12 побед.

В августе 1944 года началась Ясско-Кишинёвская наступательная операция 2-х Украинских фронтов. Брызгалов в составе своего полка совершил десятки боевых вылетов в небе Румынии для поддержки наступательного натиска наземных войск. Вскоре кольцо вокруг фашистской группировки замкнулось. За отличие в этих боях в сентябре 1944 года 240-й ИАП стал именоваться 178-м гвардейским.

18 октября 1944 года около Деречко, небольшой румынской деревеньки, гвардии старший лейтенант Брызгалов с 6 истребителями прикрывал с воздуха наши войска вошедшие в прорыв. Вскоре Брызгалов заметил, что к месту боя с запада идут фашистские самолёты. Они шли двумя ярусами. Внизу – бомбардировщики, над ними кружились истребители. Советские истребители сразу же ринулись на вражеские бомбардировщики. Атаковали стремительно, яростно, расчётливо. После первых очередей к земле полетели один за другим 2 «юнкерса». Строй бомбардировщиков сразу же рассыпался. Истребители противника бросились было на выручку своих бомбардировщиков, но им наперерез устремилась пара краснозвёздных машин. Шестёрка Брызгалова захватила инициативу. Строй вражеских истребителей дрогнул, нарушился. Гвардии старший лейтенант Брызгалов в этом бою уничтожил 2 самолёта – Me-109 и ФВ-190. Понеся большие потери, фашистские лётчики предпочли выйти из боя.

20 октября 1944 года Брызгалов возглавил четвёрку истребителей. В районе населённого пункта Терешт-Миклош встретили 4 «мессершмитта» и столько же «фокке-вульфов-190». Брызгалов с первой же атаки сбил один самолёт, еще 2 – его товарищи.

В октябре 1944 года бои переместились на территорию Венгрии. Сначала авиаполк, в котором воевал Брызгалов, участвовал в Дебреценской операции, а с конца ноября 1944 года стал участвовать в боях за Будапешт. Он прикрывал с воздуха форсирование нашими частями Дуная. В конце декабря 1944 года 2-й и 3-й Украинские фронты замкнули кольцо вокруг фашистских полчищ в районе Эстергома — окружение будапештской группировки завершилось. Противник упорно и настойчиво стремился прорваться через внешнее кольцо окружения, выйти к Будапешту и восстановить утраченное положение. Немцам удалось организовать очень мощные авиационные группы для поддержки своих войск в контрударах. Схватки в воздухе стали носить ожесточённый характер.

3 января 1945 года с 10 истребителями Павел Брызгалов прикрывал наступление наших войск в районе Шаришан - Бойно. На наши самолёты обрушился огонь 8 вражеских истребителей. К ним вскоре присоединилось ещё 8. Бой происходил на вертикалях, при высочайшем напряжении всех сил. В этом бою было сбито 6 фашистских самолётов. Один «мессер» «завалил» Брызгалов.

Зимой 1945 года из района озера Балатон в направлении Будапешта фашистские войска совершили последовательно 3 контрудара. Особенно мощным был третий контрудар, который наносил 4-й танковый корпус СС в составе пяти дивизий. Общая численность наземной техники противника составляла свыше 600 танков и штурмовых орудий, более 1200 орудий и миномётов. Брызгалов во главе группы истребителей по нескольку раз в день летал на прикрытие наземных войск в районе городов Секешфехервар и Вереб.

17 февраля 1945 года его четвёрка истребителей вступила в бой с 8 «фокке-вульфами». В результате было сбито 5 вражеских машин. Одна из них – на счету Брызгалова.

Последние боевые вылеты гвардии старший лейтенант Брызгалов совершил в небе Чехословакии. Он совместно с «илами» штурмовал гитлеровские узлы сопротивления, совершал налёты на автотранспортные колонны, сопровождал бомбардировщики в район Эстергом — Комарно, прикрывал войска от налётов вражеской авиации.

9 мая 1945 года Брызгалов встретил на аэродроме Туржаны под чехословацким городом Брно. К этому дню на счету отважного воздушного бойца было около 250 успешных боевых вылетов и более 60 проведённых воздушных боёв. Он сбил 19 вражеских самолётов лично и 5 в группе с товарищами, ещё 1 - уничтожил на земле.

15 мая 1946 года П.А.Брызгалов был удостоен звания Героя Советского Союза.

Биографию подготовил: Валерий Воробьев (1964-2013)

Источники

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.

Евстигнеев К.А. Крылатая гвардия. - М.: ДОСААФ, 1984.

Кожедуб И.Н. Верность отчизне. - М.: Воениздат, 1975