Герой Советского Союза
ВВС: Лётчики-истребители
Амелин Алексей Степанович

Амелин Алексей Степанович

12.03.1921 - 24.12.1981

Герой Советского Союза

Даты указов

26.10.1944

Медаль № 2606

Орден Ленина № 20917

Амелин Алексей Степанович – командир авиаэскадрильи 240-го истребительного авиационного полка (302-я истребительная авиационная дивизия, 4-й истребительный авиационный корпус, 5-я воздушная армия, 2-й Украинский фронт), капитан.

Родился 12 марта 1921 года в деревне Астапово Луховической волости Зарайского уезда Рязанской губернии (ныне Луховицкого района Московской области). Русский. Детство и юность провёл в Москве. В 1938 году окончил 8 классов школы, в 1938-1939 годах учился в Московском авиационном техникуме. В 1939 году окончил аэроклуб в Москве.

В армии с ноября 1939 года. До февраля 1940 года обучался в Мелитопольском военном авиационном училище. В феврале 1941 года окончил Чугуевскую военную авиационную школу лётчиков, до ноября 1942 года служил в ней лётчиком-инструктором (с сентября 1941 года школа находилась в эвакуации в городе Чимкент, ныне Шымкент Южно-Казахстанской области, Казахстан). С ноября 1942 – лётчик 240-го истребительного авиационного полка, проходившего переформирование в тылу (город Иваново).

Участник Великой Отечественной войны: в марте 1943 – октябре 1944 – лётчик, командир звена, заместитель командира и командир авиаэскадрильи 240-го (с июля 1944 – 178-го гвардейского) истребительного авиационного полка; в октябре 1944 – мае 1945 – заместитель командира авиаэскадрильи 179-го гвардейского истребительного авиационного полка. Воевал на Воронежском (март-июль 1943), Степном (июль-октябрь 1943) и 2-м Украинском (октябрь 1943 – май 1945) фронтах.

Участвовал в Курской битве, Белгородско-Харьковской операции, битве за Днепр, Кировоградской, Корсунь-Шевченковской, Уманско-Ботошанской, Ясско-Кишинёвской, Дебреценской, Будапештской, Венской, Братиславско-Брновской и Пражской операциях.

За время войны совершил 298 боевых вылетов на истребителях Ла-5 и Ла-7, провёл 87 воздушных боёв, в которых лично сбил 17 самолётов противника.

За мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года капитану Амелину Алексею Степановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»*.

После войны до июля 1948 года продолжал службу в ВВС заместителем командира авиаэскадрильи истребительного авиаполка (в Южной группе войск в Болгарии и в Туркестанском военном округе).

В декабре 1948 года окончил Тамбовские высшие авиационные курсы слепой и ночной подготовки. В 1949-1950 годах служил заместителем командира авиаэскадрильи истребительного авиаполка (в Приморском военном округе).

В феврале 1950 – апреле 1951 находился в загранкомандировке в Китае в должности командира авиаэскадрильи 351-го истребительного авиационного полка ПВО. В феврале-октябре 1950 года на истребителе Ла-11 участвовал в воздушном прикрытии Шанхайского района.

В апреле-октябре 1951 года служил помощником командира истребительного авиаполка по воздушно-стрелковой службе, а в 1951-1952 – начальником воздушно-стрелковой службы 153-й истребительной авиадивизии ПВО (в Приморском военном округе; на острове Сахалин).

В 1953 году окончил Липецкие высшие офицерские лётно-тактические курсы усовершенствования ВВС. С 1953 – начальник воздушно-стрелковой службы 275-й истребительной авиационной дивизии (в Ленинградском военном округе; город Хаапсалу, Эстония), в 1954-1960 – помощник командира 81-й истребительной авиационной дивизии по огневой и тактической подготовке (в Ленинградском военном округе; город Тапа, Эстония). С 1960 года полковник А.С.Амелин – в запасе.

С 1961 года работал диспетчером и старшим диспетчером службы движения в московском аэропорту «Внуково».

Жил в Москве. Умер 24 декабря 1981 года. Похоронен на Кузьминском кладбище в Москве.

Полковник (1957). Награждён орденом Ленина (26.10.1944), 4 орденами Красного Знамени (22.07.1943; 28.10.1943; 6.06.1945; 23.01.1957), орденом Отечественной войны 2-й степени (30.04.1943), 3 орденами Красной Звезды (13.06.1945; 22.02.1955; 26.10.1955), медалью «За боевые заслуги» (15.11.1950), другими медалями.

Примечание: Награждён за выполнение 216 боевых вылетов и участие в 70 воздушных боях, в которых сбил лично 15 самолётов противника.


Боевое крещение лейтенант Амелин получил 13 марта 1943 года. В этот день он вылетел со своим ведущим на патрулирование линии фронта в район Белгорода. Вскоре лётчики заметили «юнкерсы». В первой же атаке ведущий сбил один Ю-88, а вторую приказал провести ведомому. Амелин зашёл в хвост «юнкерсу» снизу, в полусферу, где бессильны вражеские бортовые пулемёты. Между самолётами не было и 50 метров. В перекрестии прицела поймал правый мотор и дал пушечную очередь, от которой бомбардировщик свалился в беспорядочный штопор. Первый сбитый самолёт в первом же бою!

Внезапно появились «мессершмитты». Целая стая вражеских истребителей обрушилась на нашу пару. Неистово, бешено атаковали враги советских лётчиков, надеясь взять реванш за 2 потерянных самолёта. Пришлось отчаянно поманеврировать, увёртываясь от их ударов. Вот когда понадобились Амелину его физическая выносливость и филигранная техника пилотирования, которую он обрёл в училище. Вскоре подоспело на помощь звено «яков».

Лётчик-истребитель Амелин вошёл в строй, получил боевой опыт. Крылом к крылу с боевыми товарищами стал он летать на задания, сопровождал группы бомбардировщиков, штурмовиков, смело вступал в воздушные бои. Вскоре он стал летать в качестве ведущего пары, звена.

В один из апрельских дней 1943 года Амелин вылетел на патрулирование в районе аэродрома базирования. На высоте 3.000 метров он заметил одинокий «юнкерс», изрядно петлявший в небе. Это был фашистский разведчик. Сфотографировав заданные районы, он уже собирался уйти на свою территорию. Амелин, предварительно выйдя на высоту более 4000 метров, осуществил «соколиную атаку» - сверху вниз. Он заставил «юнкерс» врезаться в землю на краю своего аэродрома на виду у многих лётчиков 240-го авиаполка.

Ведомый, ведущий, командир звена, командир эскадрильи. Таковы этапы роста боевого мастерства лётчика-истребителя Алексея Амелина, совершившего почти 300 боевых вылетов. Более 80 раз вступал Амелин в воздушный бой с противником, и не один, а во главе группы фронтовых друзей. Он храбро дрался сам, учил мастерству воздушного боя подчинённых, умело организовывал и тактически грамотно строил воздушный бой, добиваясь победы над врагом.

В боях на Курской дуге жарким летом 1943 года Амелин овладевал искусством воздушного боя на вертикалях, умело эшелонировал силы истребителей по высоте. Над Днепром он со своей группой смело разбивал строй вражеских истребителей, применяя «чёртову мельницу». Над Днестром и Прутом научился бить модернизированные «фокке-вульфы». Здесь друзья поздравили его с Золотой Звездой Героя.

Эскадрилья, которую водил в бой Алексей Амелин, всегда выходила победителем в бою. Бывало так: ведёт Амелин 6 или 8 самолётов, враг вводит в бой 18 «мессеров», прикрывающих группу «юнкерсов». Амелин уклоняется от боя с истребителями и прорывается к бомбардировщикам, атакует их сам, атакуют врага и лётчики его эскадрильи. Горят вражеские бомбардировщики, ломается их боевой порядок, и, не выполнив задания, враг спешит уйти назад. А Амелин, разогнав «юнкерсов» и не дав им отбомбиться по нашим войскам, вступает в бой с «мессерами».

Осенью 1944 года началось освобождение Венгрии. В небе развернулись ожесточённые бои. Комэск Амелин участвовал в Дебреценской и Будапештской операциях. Первые 3 месяца 1945 года он водил свою эскадрилью в бой с фашистскими истребителями и бомбардировщиками, прикрывавшими мощнейшие моторизованные удары противника в районе озёр Балатон и Веленце, городов Секешфехервар и Эстегром. Все попытки врага прийти на помощь окружённой в Будапеште группировки были отбиты. В этих жестоких воздушных боях Амелин потерял несколько боевых друзей.

В апреле 1945 года боевые действия перенеслись на территорию Чехословакии. Здесь и встретил долгожданный День Победы Герой Советского Союза старший лейтенант Алексей Степанович Амелин.

После войны он ещё долгие годы служил в ВВС. А после ухода в запас всё равно остался в авиации – работал старшим диспетчером в столичном аэропорту Внуково. Небо на всю жизнь…

Описание боевого пути Героя предоставлено Валерием Воробьёвым. Автор биографии не гарантирует правильность приведённых в этом описании сведений.

Биографию подготовил: А.А.Симонов

Источники

Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.

Герои огненных лет. Книга 2. М.: Московский рабочий, 1976

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.

Евстигнеев К.А. Крылатая гвардия. - М.: ДОСААФ, 1984.

Личное дело

Московский некрополь Героев. Том 1. – Москва, 2011.