Иванов Николай Дмитриевич
Герой Советского Союза
Герой Советского Союза
Медаль № 4003
Иванов Николай Дмитриевич - штурман звена 1-го гвардейского минно-торпедного авиационного полка (8-я минно-торпедная авиационная дивизия, ВВС Балтийского флота), гвардии лейтенант.
Родился 14 октября 1920 года в селе Знаменка ныне Старооскольского района Белгородской области в семье служащего. Русский. С 1936 года жил в Москве. Работал на заводе.
В Военно-Морском флоте с 1939 года. Окончил Военно-морское авиационное училище в 1941 году.
Участник Великой Отечественной войны с 1941 года в качестве стрелка-бомбардира, штурмана самолёта, звена и эскадрильи 1-го гвардейского минно-торпедного авиаполка. Сражался в небе Балтики, защищал Ленинград. Участвовал в прорыве блокады в 1943 году и полном её снятии в 1944 году. Сбросил большое число мин на фарватерах фашистских военных перевозок и в портах.
Штурман звена 1-го гвардейского минно-торпедного авиационного полка гвардии лейтенант Н.Д.Иванов к июню 1944 совершил 98 боевых вылетов для нанесения торпедных и бомбовых ударов по кораблям и транспортам, железнодорожным узлам, аэродромам и другим объектам врага. Потопил 4 транспорта и 2 тральщика противника общим водоизмещением 17 тысяч тонн.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство гвардии лейтенанту Иванову Николаю Дмитриевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№4003).
Всего за годы войны совершил более 220 боевых вылетов на бомбардировщиках Ил-4, нанёс большой ущерб военным объектам, войскам и технике противника. Потопил 7 транспортов общим водоизмещением 38 тысяч тонн. Два тральщика и подводную лодку, а также транспорт водоизмещением 12 тысяч тонн он потопил в паре.
После войны продолжал службу в авиации ВМФ. В 1949 году окончил Высшую офицерскую авиационную школу штурманов, а в 1955 году - Военно-морскую академию. С 1956 года майор Н.Д.Иванов - в запасе.
Жил в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург), с 1994 года - в городе Зеленоград (в черте Москвы). Умер 30 сентября 1995 года. Похоронен в Москве на Зеленоградском Центральном кладбище.
Награждён орденом Ленина (22.07.1944), 4 орденами Красного Знамени (14.10.1943; 28.02.1944; 12.06.1944; 30.04.1945), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (10.02.1945; 11.03.1985), медалями.
В начале Великой Отечественной войны Николай Иванов сделал десяток боевых вылетов на торпедоносце, будучи стрелком самолёта. Но после этого он стал штурманом. Он не раз отличался в борьбе против артиллерийских батарей врага, обстреливавших Ленинград и при постановке мин в районе военно-морских баз противника. Многие молодые авиаторы проходили у него своеобразную навигационную стажировку.
В феврале 1942 года, когда минно-торпедный полк получил первое в ВМФ гвардейское звание, Иванов уже был штурманом 3-й Краснознамённой эскадрильи И.И.Борзова. Имя штурмана Иванова всё чаще упоминалось среди участников крейсерских полётов торпедоносцев. А когда в начале 1943 года начались бои по прорыву блокады Ленинграда, политотдел ВВС Балтийского флота посвятил Николаю Иванову листовку: штурман уничтожил немало живой силы противника, вывел из строя несколько зенитных орудий, подавил огонь дальнобойной батареи, стрелявшей по Эрмитажу и Невскому проспекту. Он же открыл счёт потопленным кораблям.
Но особенно продолжительным было боевое содружество Николая Иванова с Александром Пресняковым. Свой первый боевой вылет они совершили на сильно охранявшийся порт. Несмотря на мощный зенитный огонь, прицельно отбомбились. Однако при развороте неожиданно появившееся пламя охватило правый мотор. Лётчик перекрыл подачу горючего. Теряя высоту, на одном моторе вернулись на базу.
После этого Иванов с Пресняковым слетали на завод за новым самолётом, а как только вернулись, получили задание: нанести удар по тральщику в Ирбенском заливе. Полёт оказался удачным. Преодолев огонь вражеских скорострельных «эрликонов», с ходу атаковали и потопили тральщик.
6 ноября 1942 года экипаж отправился в разведку. На маршруте началось обледенение, самолёт тяжелел с каждой минутой. Но благодаря мужеству экипажа, задание было выполнено, и самолёт удалось спасти. 20 ноября 1942 года Иванов был награждён орденом Красного Знамени.
14 января 1943 года под Ленинградом началась операция «Искра» по прорыву блокады. С интервалом в 3 минуты обрушивал 1-й гвардейский минно-торпедный авиаполк бомбы на различные участки вражеских укреплений, его опорные пункты. Честь первого удара была предоставлена экипажу Иванова.
Особенно много было вылетов у Николая Иванова в 1943 году. Один из них - 29 сентября 1943 года – был наиболее удачным. В этот день в районе острова Даго гвардейцы перехватили транспорт водоизмещением более 5000 тонн. Как ни маневрировало судно, но всё же встретило торпеду, сброшенную штурманом Ивановым, не носом, а бортом. За первым взрывом последовали другие – транспорт вёз боеприпасы. В октябре 1943 года Иванов потопил ещё 2 судна.
26 мая 1944 года Иванов точно вывел самолёт на боевой курс и в кромешном зенитном огне торпедировал вражеское судно. Оно открывало счёт второй сотне кораблей противника, потопленных лётчиками полка. 27 мая Иванов был награждён вторым орденом Красного Знамени.
18 июля 1944 года Пресняков и Иванов потопили ещё один транспорт врага водоизмещением 10 000 тонн. А 22 июля 1944 года вышел указ о присвоении Николаю Дмитриевичу Иванову звания Героя Советского Союза. Это известие лётчики отметили очередным потопленным транспортом врага.
Осенью 1944 года штурман Иванова стал летать в экипаже лётчика Михаила Шишкова. Однажды экипаж вылетел на минирование военно-морской базы Лиепая. Снова в пути наступило обледенение самолёта, и снова лётчики справились с этой сложной ситуацией. Над фарватером Иванов очень удачно сбросил мины. Но на обратном пути в районе Шяуляя их атаковала пара «мессершмиттов». Торпедоносцы приняли бой. Один из фашистских истребителей был подбит стрелком и упал на землю.
Вскоре Николай Иванов стал штурманом эскадрильи, которой командовал Шишков. Вместе они летали на охоту за транспортами и минирование фашистских фарватеров, главным образом в районе города Лиепая, который был освобождён только 5 мая 1945 года…
Биографию подготовил:
Герои огненных лет. Книга 7. М.: Московский рабочий, 1984
Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.
За честь родной земли. Санкт-Петербург, 2005.