Дважды Герой Советского Союза
ВВС: Лётчики-бомбардировщики
Раков Василий Иванович

Раков Василий Иванович

08.02.1909 - 28.12.1996

Дважды Герой Советского Союза

Даты указов

07.02.1940

Медаль № 278

Орден Ленина № 5296

22.07.1944

Медаль № 21

Раков Василий Иванович – командир авиаэскадрильи 57-го скоростного бомбардировочного авиационного полка ВВС Балтийского флота, майор;
командир 12-го гвардейского пикировочно-бомбардировочного авиационного полка ВВС Балтийского флота, гвардии подполковник.

Родился 26 января (8 февраля) 1909 года в городе Санкт-Петербург. Русский. Был крещён на родине родителей – в селе Большое Кузнечково Баранье-Горской волости Новоторжского уезда Тверской губернии (ныне Кувшиновского района Тверской области), из-за чего в документах именно это село ошибочно указано как место его рождения. С 1917 года обучался в гимназии в Петрограде (ныне Санкт-Петербург). В 1919 году из-за голода семья Раковых переехала в село Большое Кузнечково, но в 1925 году вернулась обратно. В 1926 году окончил 7 классов школы в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург), в 1927 году – школу фабрично-заводского ученичества Древтреста. Работал на лесозаводе в Ленинграде. В 1928 году окончил 3 курса вечернего рабфака.

В армии с декабря 1928 года. В 1929 году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС. В декабре 1929 – январе 1931 года обучался в Качинской военной авиационной школе лётчиков. В мае 1931 года окончил Севастопольскую военную авиационную школу морских лётчиков. В мае 1931 – мае 1935 – лётчик и старший лётчик 62-го отдельного морского разведывательного авиационного отряда ВВС Балтийского флота (город Ленинград), в мае 1935 – декабре 1937 – командир корабля и командир отряда 19-й отдельной морской разведывательной авиационной эскадрильи ВВС Балтийского флота (город Ленинград). Летал на гидросамолётах МР-1, «Савойя» С-62, Р-6А и МБР-2.

В ноябре 1938 года окончил Липецкие высшие авиационные курсы усовершенствования командного состава ВВС. С ноября 1938 – командир авиаэскадрильи 57-го скоростного бомбардировочного авиационного полка ВВС Балтийского флота (аэродром Котлы, Кингисеппский район Ленинградской области). Летал на бомбардировщиках СБ.

Участник советско-финляндской войны: в ноябре 1939 – марте 1940 – командир авиаэскадрильи 57-го скоростного бомбардировочного авиационного полка ВВС Балтийского флота. Совершил около 40 боевых вылетов на бомбардировщике СБ.

За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с финской белогвардейщиной и проявленные при этом отвагу и геройство Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 февраля 1940 года майору Ракову Василию Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

26 февраля 1940 года бомбардировщик СБ из 10-й авиабригады ВВС Балтийского флота был подбит огнём финских броненосцев в Турку. На обратном пути самолёт был атакован финскими истребителями и совершил вынужденную посадку на лёд в 12 километрах от острова Осмуссар (Финский залив). Раненый экипаж (лётчик старший лейтенант П.С. Курочкин, штурман младший лейтенант М.П. Оленичев и стрелок-радист П.А. Жернов) спасли на следующий день майор В.И. Раков на У-2 (По-2) и майор В.И. Мухин на МБР-2 с лыжным шасси. В.И. Раков подобрал обессилевшего лётчика, а В.И. Мухин взял на борт раненых штурмана и стрелка-радиста.

В апреле – декабре 1940 – командир 63-й бомбардировочной авиационной бригады ВВС Черноморского флота (аэродром Сарабуз, ныне посёлок Гвардейское Симферопольского района Крыма). Летал на бомбардировщиках СБ и ДБ-3.

В феврале 1942 года окончил ускоренный курс Военно-морской академии, находившейся в эвакуации в городе Астрахань.

Участник Великой Отечественной войны: в феврале – мае 1942 – командир 2-й морской авиационной бригады ВВС Черноморского флота, в мае – июле 1942 – заместитель командира 3-й особой авиационной группы ВВС Черноморского флота. Участвовал в обороне Севастополя.

В одном из боевых вылетов над Чёрным морем в 1942 году, экипаж пилотируемого им МБР-2, благодаря умелому маневрированию, подбил преследующий их Хе-111, имевший более высокую скорость. В.И. Раков покинул осаждённый Севастополь одним из последних – в ночь на 1 июля 1942 года.

С осени 1942 года занимался формированием авиационных полков для авиации ВМФ на базе Военно-морского авиационного училища имени С.А. Леваневского, находившегося в эвакуации в посёлке Безенчук (ныне Самарской области).

В январе – апреле 1943 – командир 13-го авиационного полка ВВС ВМФ, проходившего переформирование в тылу. Летал на самолёте Пе-3. 5 марта 1943 года, в последнем учебном полёте, попали в снегопад и погибли сразу три экипажа полка. За недостатки в организации полётов В.И. Раков был понижен в воинском звании, снят с должности и назначен с понижением.

В мае 1943 – феврале 1944 – командир авиаэскадрильи 73-го (с января 1944 года – 12-го гвардейского пикировочно-бомбардировочного) авиационного полка ВВС Балтийского флота. Участвовал в обороне и прорыве блокады Ленинграда, Красносельско-Ропшинской операции.

9 октября 1943 года во главе восьмёрки Пе-2 выполнил бомбометание по железнодорожному мосту в городе Кингисепп (Ленинградская область). Мост был разрушен прямым попаданием бомбы, отступление противника приостановлено.

С февраля 1944 – заместитель командира, а в апреле – мае 1944 – командир 9-й штурмовой авиационной дивизии ВВС Балтийского флота. Освоил пилотирование штурмовика Ил-2, истребителей Як-7 и Як-9. При исполнении обязанностей командира дивизии ему было запрещено летать на боевые задания, в связи с чем в мае 1944 года он добился назначения командиром полка.

В мае 1944 – феврале 1945 – командир 12-го гвардейского пикировочно-бомбардировочного авиационного полка ВВС Балтийского флота. Участвовал в Выборгской, Таллинской и Моонзундской операциях, блокировании курляндской группировки противника.

16 июля 1944 года группа бомбардировщиков под его командованием участвовала в потоплении крейсера ПВО «Ниобе» (ошибочно принятого за финский броненосец береговой обороны «Вяйнемяйнен»).

За образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками, дающее право на получение звания Героя Советского Союза, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1944 года гвардии полковник Раков Василий Иванович награждён второй медалью «Золотая Звезда»*.

14 сентября 1944 года его самолёт Пе-2 был подбит. Лётчик с трудом перетянул линию фронта и совершил посадку на аэродром в городе Шяуляй (Литва). Около 40 боевых вылетов на Пе-2 Василий Иванович совершил с штурманом Героем Советского Союза гвардии капитаном С.С. Давыдовым.

За время войны совершил около 170 боевых вылетов на летающих лодках МБР-2, Че-2 и ГСТ, бомбардировщике Пе-2, участвовал в потоплении 12 кораблей и судов противника.

В феврале – апреле 1945 – помощник командира 10-й авиационной дивизии пикирующих бомбардировщиков ВВС Тихоокеанского флота по лётной подготовке (посёлок Николаевка Партизанского района Приморского края). Занимался переучиванием лётчиков дивизии на бомбардировщик Пе-2.

В январе 1946 года окончил ускоренный курс Высшей военной академии (Военной академии Генерального штаба). В марте 1946 – ноябре 1948 – командир 10-й авиационной дивизии пикирующих бомбардировщиков, в марте 1947 года преобразованной в 89-ю минно-торпедную авиационную дивизию (ВВС 5-го ВМФ; посёлок Николаевка Партизанского района Приморского края). Летал на бомбардировщиках Пе-2 и Ту-2Т. В ноябре 1948 года был снят с должности комдива.

После ухода с лётной работы служил в Военно-морской академии в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург): заместителем начальника кафедры морской авиации (ноябрь 1948 – январь 1950), заместителем начальника кафедры (январь 1950 – февраль 1952) и начальником кафедры (февраль 1952 – август 1959) тактики ВВС, начальником кафедры тактики авиации ВМФ (август 1959 – июнь 1960), начальником кафедры авиатехники, самолётовождения и боевого применения авиационного оружия (июнь 1960 – октябрь 1963), начальником кафедры авиационной техники и оружия (октябрь 1963 – февраль 1970). В 1951 году заочно окончил Военный институт иностранных языков.

В феврале – октябре 1964 года находился в загранкомандировке в Индонезии в качестве консультанта заместителя начальника Военно-морской академии по учебно-плановой работе.

В феврале 1970 – августе 1971 – профессор-консультант Учёного совета Военно-морской академии. С августа 1971 года генерал-майор авиации В.И. Раков – в запасе.

Доктор военно-морских наук (1967), профессор (1969).

Жил в Санкт-Петербурге. Умер 28 декабря 1996 года. Похоронен в Санкт-Петербурге на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

Награждён 2 орденами Ленина (07.02.1940; 30.04.1954), 3 орденами Красного Знамени (23.08.1943; 26.06.1944; 20.06.1949), орденами Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), Красной Звезды (03.11.1944), медалями; иностранными медалями.

Бронзовый бюст В.И. Ракова установлен в Санкт-Петербурге. Его именем названа улица в городе Пионерский Калининградской области. Имя В.И. Ракова носит самолёт Бе-200ЧС (RF-32767, МЧС России).

Примечание:
1) Награждён за выполнение 68 боевых вылетов и потопление германского крейсера ПВО «Ниобе» (на 17 июля 1944 года).

Воинские звания:
капитан (29.04.1938)
майор (28.01.1940)
полковник (26.04.1940, досрочно)
майор (15.04.1943, понижен)
подполковник (14.07.1944)
полковник (17.07.1944, досрочно)
генерал-майор авиации (18.02.1958)

Сочинения:
Крылья над морем. Л.: Лениздат, 1974;
Над морем и сушей. Л.: Лениздат, 1984;
Крылья над морем (на украинском языке). Киев: Политиздат Украины, 1986;
В авиации – моя жизнь. Л.: Лениздат, 1988.


8 июля 1944 года средствами воздушной разведки был обнаружен крейсер ПВО «Ниобе» (ошибочно принятый за финский броненосец береговой обороны «Вяйнемяйнен»). Крейсер находился в порту Котка, имевшем колоссальное зенитное прикрытие в несколько тысяч стволов только среднего и крупного калибра! 12 июля 1944 года 30 самолётов Пе-2 12-й гвардейского пикировочно-бомбардировочного авиационного полка совершили налёт на крейсер противника. Тот получил повреждения, но остался на плаву. Неудача была объяснена недостаточной подготовкой налёта и сильным противодействием зенитных средств противника.

После этого налёт был спланирован с участием штурмовой и истребительной авиации, которые должны были сократить число рвущихся вокруг самолётов зенитных снарядов (а их количество, по послевоенным расчётам В.И. Ракова, за трёхминутный налёт на Котку составляло 18 тысяч!) и уберечь бомбардировщики от атак с воздуха. 29 самолётов Пе-2 усиливались 6 приданными бомбардировщиками А-20G «Бостон».

Идея операции сводилась к тому, чтобы одновременно с пикирования и с бреющего полёта (так называемым способом топмачтового бомбометания) нанести мощный удар, в результате которого вражеский корабль был бы наверняка уничтожен.

Штурмовиками из 47-го штурмового авиационного полка в налёте на крейсер ПВО «Ниобе» командовал старший лейтенант Г.Т. Попов (впоследствии Герой Советского Союза). Истребительное прикрытие осуществляли 9-й и 21-й истребительные авиационные полки ВВС Балтийского флота. В качестве прикрытия самолёта В.И. Ракова выделили пару капитана Д.А. Кудымова – известного на всю Балтику лётчика-истребителя.

16 июля 1944 года в 16 часов 50 минут, после команды лидировавшего группу гвардии подполковника В.И. Ракова, штурмовики двумя группами, в двух эшелонах атаковали зенитные батареи противника на соседних островах, а затем и в самой Котке. В 16 часов 52 минуты на крейсер посыпались первые бомбы пикирующих бомбардировщиков. С первого же захода цель была накрыта. Как потом выяснилось, в «Ниобе» прямым попаданием угодило более десяти 100- и 250-килограммовых бомб. Последний удар по горящему и тонущему крейсеру нанесли две пары топмачтовиков с высоты 30 метров. В 17 часов 02 минуты от цели отошёл последний истребитель прикрытия. В налёте было потерян один А-20G, ещё несколько самолётов вернулись на аэродром с повреждениями. В 18 часов 49 минут крейсер ПВО «Ниобе» затонул. Он стал крупнейшим германским боевым кораблём (водоизмещение 3.033 тонн), потопленным исключительно советской авиацией в ходе Великой Отечественной войны.

Биографию подготовил: А.А.Симонов

Источники

Герои войны. - Таллин, 1984

Дважды Герои Советского Союза. - М.: Воениздат, 1973.

Дважды Герои Советского Союза. - М.: Воениздат, 1973.

Доценко В.Д., Щербаков В.Н. Профессора Военно-морской академии. Спб, 2004.

Калиниченко А.Ф. Герои неба. Калининград, 1982.

Лурье В.М. Адмиралы и генералы ВМФ СССР: 1946-1960. – Москва, 2007.

Люди бессмертного подвига. Книга 2. М., 1975

Симонов А.А., Бодрихин Н.Г. Боевые лётчики – дважды и трижды Герои Советского Союза. – М., 2017.

Учётно-послужная карта