Герой Советского Союза
Транспорт: Лётчики ГВФ
Михайлов Павел Михайлович

Михайлов Павел Михайлович

13.01.1917 - 06.06.2005

Герой Советского Союза

Даты указов

29.06.1945

Медаль № 7489

Михайлов Павел Михайлович - командир корабля транспортной эскадрильи авиационной группы особого назначения 10-й гвардейской авиационной транспортной дивизии Гражданского Воздушного Флота 18-й воздушной армии, гвардии лейтенант.

Родился 13 января 1917 года в деревне Гришково Холм-Жирковского района Смоленской области в семье крестьянина. Русский. Член КПСС с 1942 года. Окончил Вяземское педагогическое училище. Работал учителем.

В 1940 году окончил Тамбовское училище летчиков ГВФ, работал пилотом-инструктором учебной эскадрильи Московского управления ГВФ.

В Красной Армии с 1942 года. На фронтах Великой Отечественной войны с октября 1942 года.

Осенью 1942 года доставлял оружие и боеприпасы для партизанских отрядов, действовавших под Ростовом, Миллеровом, Котельниковом.

Летом 1943 года произвёл 180 вылетов в районы боёв на Курской дуге с боеприпасами и техникой. Обратно вывез множество раненых.

С зимы 1943 по весну 1944 годов сделал десятки вылетов в партизанское соединение П.Вершигоры на реку Припять с различными грузами. В одном из рейсов самолет попал под ураганный огонь зенитных батарей. Снаряд попал в пилотскую кабину, разбив все приборы. Пилот и штурман корабля получили ранения. Без приборов по памяти, пересиливая боль от ранения, привёл самолёт и тёмной ночью посадил его на аэродром под Киевом.

К маю 1945 года совершил 520 ночных боевых вылетов в глубокий тыл противника, в районы действия партизанских отрядов для доставки им оружия, боеприпасов, медикаментов и эвакуации раненых. 65 раз летал в Югославию, доставил частям Народно-освободительной армии Югославии 150 тонн вооружения и продовольствия, эвакуировал 247 раненых, перебросил через линию фронта 750 солдат и офицеров.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство Михайлову Павлу Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 7489).

С 1946 майор Михайлов П.М. в запасе. В послевоенный период летал рейсовым пилотом. Инженер-пилот 1-го класса Аэрофлота. За тридцать с лишним лет непрерывной работы на внутрисоюзных и международных авиалиниях Аэрофлота посетил 60 стран мира. Летал с государственными и общественными деятелями, другими знаменитыми людьми. В 1965 году окончил Высшее авиационное училище ГВФ. Жил в Москве.

Умер 6 июня 2005 года. Похоронен рядом с матерью на Новом кладбище в поселке Холм-Жирковский Смоленской области.

Заслуженный пилот СССР.

Автор книг «10000 часов в воздухе», «В небе двух полушарий», «Москва - Нью-Йорк - Москва», «Есть у самолётов крылья», большого количества путевых очерков, статей, которые печатались в различных изданиях.

Почётный гражданин города Кардица (Греция), посёлка Холм-Жирковский и других. Именем Героя названы пионерские отряды ряда школ.

Награждён орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, 2 орденами Отечественной войны 1-й степени, орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, 3 орденами «Знак Почёта», медалями, югославским орденом Партизанской звезды I степени.


Наш собеседник – Герой Советского Союза Павел Михайлович Михайлов

- Павел Михайлович, в этом году вам исполнилось 88 лет. На какие размышления вас наводит эта цифра?

- Годы берут свое – это печально. Как ни хорохорься, они напоминают о себе на каждом шагу. Но все-таки хорошо пожил - есть что вспомнить. Годы прожиты не зря. Хотя жизнь была тяжелой, особенно в детстве. Бедность, голод… Мог ли я тогда предположить, что стану инженером-пилотом, Героем Советского Союза? Такое могло только присниться во сне.

- Сны есть сны, они приходят и уходят в небытие. Герои же остаются на века. Как рождается герой, Павел Михайлович?

- Я думаю, героическое начало закладывает природа. А чтобы оно проявилось, необходимы условия, внутренние и внешние. Внутренние – психологическая готовность, внешние – наличие определенной ситуации.

Мое поколение было готово к совершению героических поступков. Разразилась война, и люди отдавали жизни, чтобы спасти страну. Патриотизм был легендарный - миллионы добровольно шли на фронт.

- Все так, все верно. И тем не менее от общих посылов хочется перейти к частностям. Если вы не возражаете, то давайте на примере вашей жизненной биографии посмотрим, как обыкновенный человек становится героем.

- До войны вся молодежь болела авиацией. На меня лично сильное впечатление произвели дальние перелеты Чкалова, Байдукова, Юмашева. Меня влекло в голубую даль, во мне жили романтические настроения. Позже пришло понимание, что авиация – это огромная сила, и не столько в плане военном, сколько в народно-хозяйственном. Мне нравилось перевозить грузы, доставлять в дальние края пассажиров. До знаний я был охоч, освоение техники давалось легко. По окончании учебы меня направили в учебную эскадрилью Гражданского воздушного флота – обучать летчиков. Сказали – у тебя получится, есть задатки. В должности пилота-инструктора мне пришлось дать путевку в небо многим молодым пилотам, которые затем стали выдающимися мастерами воздушных трасс. Должен заметить, пилотирование – это особый вид летного искусства. Тут всего можно ожидать. Что требуется от инструктора? Сила воли, твердый характер, готовность выйти из любой ситуации. Выживает тот, кто подавляет страх и действует расчетливо.

- Началась Великая Отечественная война. Вы – молодой пилот. Какие ощущения овладели вами после известия о нападении Германии на нашу страну?

- Весть о вероломном нападении, конечно, потрясла меня. Первая реакция, во многом неосознанная, была такая: сесть в самолет и дать «прикурить» фашистам. Я попросился на фронт – мне дали отлуп: учи молодежь! Война разгорается, враг жмет и давит, а ты вроде бы стоишь в стороне в роли наблюдателя. Год бегал с рапортами, не находил себе места. Наконец, направили в авиагруппу особого назначения после освоения тяжелого двухмоторного самолета Ли-2 («Дуглас Си-47»).

Проблем с обучением не было. В октябре 1942 года я прибыл во Внуково, где базировалась 1-я авиатранспортная дивизия Гражданского воздушного флота. Здесь я встретился со знаменитыми пилотами А. Груздиным, П. Еромасовым, А. Семеновым, Г. Тараном, С. Фроловским. Под свое опытное крыло меня взял Григорий Таран, будущий Герой Советского Союза. Он учил тактическим приемам, необходимым для успешных полетов в тыл врага. Учил военной хитрости и боевой смекалке. В начале я летал вторым пилотом, а затем командиром транспортного корабля Ли-2. Говорю «летал», а ведь это были не рядовые полеты из пункта «А» в пункт «Б». Это были боевые вылеты при любой погоде и преимущественно ночью. Доставлял в районы боевых действий срочные военные грузы и вывозил раненых; пересекал линию фронта и высаживал десант в тыл врага; забрасывал в партизанские отряды оружие и разведчиков.

Летать приходилось в самые горячие точки: в районы Курской битвы, на правый берег Днепра, в Каховку… Только на Курскую дугу совершил 180 вылетов и доставил тонны боеприпасов. А тяжелораненые… Их не оставишь на поле боя. Вывез 450 искалеченных солдат и командиров. В битве за Курск я получил свою первую награду – орден Красной Звезды.

- Павел Михайлович, вы совершали полеты в глубокий тыл противника, где возможны встречи с любыми неожиданностями...

- Да, действительно. На досуге я как-то подсчитал: в тыл противника мною сделано 217 боевых вылетов. И однажды с задания мог не вернуться.

- Как это было?

- На Сандомирском плацдарме в тылу врага действовали наши десантники. Мой экипаж благополучно доставил им снаряжение, боеприпасы, медикаменты, продовольствие. Взлетели. Пошли обратно. Добрались до линии фронта Брест - Ковель. И тут началось: зенитки гвоздили по самолету, как по учебной мишени. Осколками снарядов были ранены я и штурман. Приборная доска и компас перестали существовать. Кровь заливала мне лицо, но штурвал держал в руках мертвой хваткой. Чем руководствовался – не знаю, наверное, интуицией – бросил машину в сторону и выскользнул из-под огня. Стало легче, прислушался – моторы гудят ровно, управление не повреждено. Сориентировался, куда довернуть, добрался до аэродрома и благополучно приземлился. Попали сразу же в руки медиков. Осколки из моего лица извлекли, а оставшийся шрам всю жизнь напоминает мне о том тяжелом ночном рейсе.

- Вам сопутствовала удача?

- Не исключаю. Сколько было ситуаций, когда сам себе мысленно говорил: «Ну все, конец, поминай как звали». А потом глядишь - взлетел, вырвался из под огня и приземлился.

- Война завершилась нашей Победой. По логике вещей, победители какое-то время могли отдохнуть, привести свои мысли в порядок и адаптироваться к новым мирным условиям.

- О чем вы говорите? Какой отдых? Какая адаптация? Страна в разрухе. Фронтовики сразу же приступили к мирному труду. Я пересел на гражданский самолет. У меня колоссальный опыт. Не новичку же осваивать новую технику и новые авиалинии? В гражданской авиации прорыв сделали бывшие фронтовики П. Девятов, Г. Кузнецов, К. Сапелкин, П. Солдатов. Я первым в гражданской авиации возглавил группу по освоению реактивной техники. Далеко не все было гладко, шли на риск, как на фронте. Вместе с конструкторами доводили реактивные лайнеры до «ума». Я освоил шесть типов реактивных самолетов – Ту-104, Ту-114, Ил-62… Довелось быть первооткрывателем воздушных линий Москва - Якутск, Москва - Владивосток, Москва - Петропавловск-Камчатский.

Самая яркая страница в моей летной биографии – участие в 1957 г. в пробном беспосадочном полете на Ту-104А в США по маршруту Москва – Лондон – Исландия – Канада - Нью-Йорк.

Свой последний, прощальный полет я выполнил зимой 1971 года по маршруту Москва – Токио - Москва.

Налетал миллионы безаварийных километров.

Когда мне говорят - это трудно, я отвечаю, что человек может все. При условии: надо напрягаться, трудиться до семи потов. Я прожил тяжелую жизнь, но я счастлив, потому что и сделал много, и повидал немало.

- Павел Михайлович, вашей богатой, насыщенной биографией можно только восхищаться. И все же какие годы оказались наиболее впечатляющими и повлияли на ваше мировоззрение, ваши жизненные установки?

- Ответ очевиден: военные годы. Такого напряжения физических и духовных сил, такого единения, такой сплоченности я больше не встречал.

Как страшно, когда человек расстается с жизнью или оказывается в беспомощном состоянии! Бывало, заполнишь ранеными самолет под завязку, а на земле остаются еще 2-3 человека, истекающих кровью. И оставлять нельзя, и брать нельзя – не взлетишь. Идешь на риск. Сожмешься, как пружина, и выдавливаешь из машины все, что можно. Не было случаев, чтобы наши пилоты оставляли раненых из-за перегруженности самолетов.

Мне хочется, чтобы молодые люди знали историю нашей страны, Великой Отечественной войны, подвиги героев, историю гражданской авиации, ее незаурядных пилотов, стремились понять их патриотический порыв, чтобы перенять опыт старшего поколения, творчески переработав его.

Газета "Транспорт России" № 10 за 2005 год

Биографию подготовил: Валерий Воробьев (1964-2013)

Источники

Герои огненных лет. Книга 1. М.: Московский рабочий, 1975

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.

Яковлев С.М. Наши крылатые земляки. - Смоленск, 1962.