Еромасов Пётр Фёдорович
Герой Советского Союза
Герой Советского Союза
Медаль № 905
Орден Ленина № 13001
Еромасов Пётр Фёдорович - командир транспортного самолета 1-й авиационной транспортной дивизии Военно-воздушных сил Красной Армии, старший лейтенант.
Родился 29 августа (11 сентября) 1911 года в городе Пугачёв ныне Саратовской области. Русский. В 1919 году в рядах Красной Армии погиб его отец. С 8 лет воспитывался в детдоме, затем до 1931 года трудился на мебельной фабрике. В 1933 году с отличием окончил Балашовскую школу гражданской авиации, пять лет там же работал лётчиком-инструктором. Самостоятельно изучил английский и немецкий языки, которыми владел в совершенстве. С 1938 года работал в Новосибирске командиром учебно-тренировочного отряда Гражданского воздушного флота (ГВФ).
С первых дней Великой Отечественной войны Пётр Еромасов воевал командиром воздушного судна в составе Группы особого назначения ГВФ, выполнял различные ответственные задания Родины. На транспортном самолёте в ночное время при любых метеорологических условиях он десятки раз летал в глубокий тыл противника. Это были полёты особой сложности. Каждый такой полёт на территорию Германии, Румынии, Финляндии, Венгрии, Польши, а также в оккупированные районы Украины, Белоруссии, Молдавии, Прибалтики продолжался нередко по 14-15 часов.
В воздушном бою 16 ноября 1942 года П.Ф. Еромасов был ранен, а при аварийной посадке получил переломы ног и до 17 июля 1943 года лечился в госпитале. После выздоровления продолжил боевую работу.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 января 1943 года старшему лейтенанту Еромасову Петру Фёдоровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда". К этому времени им было совершено 53 успешных боевых вылета в тыл противника.
С 10 июля 1944 года - командир Авиагруппы особого назначения по оказанию помощи партизанам и Народно-освободительной армии Югославии. Командир своим ходом привёл транспортные самолёты в итальянский город Бари и оттуда через Адриатическое море доставлял грузы югославским бойцам. Участник воздушной операции 18 сентября 1944 года по эвакуации Главного штаба Народно-освободительной армии Югославии с острова Вис. Всего авиагруппа под его командованием совершила 903 рейса в Югославию, большинство из которых - с посадками на горных аэродромах. С марта 1945 года - заместитель командира 10-й гвардейской авиационной транспортной дивизии ГВФ. Всего он совершил около 60-и боевых вылетов на линию фронта и 138 - в тыл противника.
После Победы вернулся к мирным полётам. С 1946 года - командир 49-го авиаотряда 1-й отдельной авиагруппы ГВФ в аэропорту Внуково. С 1952 года работал заместителем начальника Управления международных воздушных сообщений Министерства гражданской авиации СССР и многое сделал для развития авиасообщения Советского Союза со странами Европы, Азии и Африки.
Скончался 13 августа 1963 года после тяжелой болезни. Похоронен на Новодевичьем кладбище в городе-герое Москве (участок 8).
Награждён орденами Ленина (20.01.1943), Красного Знамени (1945), Отечественной войны 1-й степени (1943), Александра Невского (1944), 2 орденами "Знак Почёта", медалями, в том числе "За боевые заслуги" (1942), "Партизану Отечественной войны" 1-й степени, "За оборону Москвы", "За оборону Ленинграда", югославским орденом "Партизанская звезда" 1-й степени, нагрудным знаком "Отличник Аэрофлота".
Имя Героя с 1965 года носит Бугурусланское лётное училище.
В 1944 году Политуправлением Гражданского воздушного флота была выпущена специальная листовка, посвященная боевым подвигам лётчика Еромасова, в которой говорилось:
"...Майор Еромасов - мастер ночных полётов. Он действует смело, дерзко и решительно, всегда возвращается с победой. Однажды командование поставило перед Еромасовым трудную задачу - сбросить с самолета группу парашютистов в районе важного объекта немцев, окруженного несколькими поясами зениток и густо насыщенного прожекторными установками. Ночью, с приглушенными моторами самолет Еромасова появился в районе цели. Лучи вражеских прожекторов судорожно заходили по небу, отыскивая советскую машину. Появились огненные разрывы зенитных снарядов. Отважный летчик решил перехитрить немцев: он отошел в сторону от цели, отвлек на себя внимание прожектористов, затем, резко снизившись, незаметно вывел самолет на затемненную цель. Сбросив парашютистов, он отошел от цели и снова отвлек на себя прожекторы врага. Этот блестящий маневр был выполнен так стремительно, что немцы и не подозревали о выброске десанта. Военная хитрость удалась, ответственное задание было выполнено..."
Биографию подготовил:
Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.
Звёзды доблести ратной. Новосибирск: Новосибирское кн. изд. 1986.
Румянцев Н.М. Люди легендарного подвига. – Саратов, 1968.