Чеченя Леонид Степанович
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Медаль № 13720
Орден Ленина № 386963
Чеченя Леонид Степанович – директор завода №24 имени М. В. Фрунзе Министерства авиационной промышленности СССР, город Куйбышев.
Родился 1 августа 1913 года в городе Алёшки Днепровского уезда Таврической губернии (ныне в составе Херсонской области Украины). Украинец.
Окончил неполную среднюю школу, агропрофшколу Херсонской области в 1932 году. С 1932 по 1934
год – старший техник Брилёвской опытной оросительной системы в Херсонской области. В 1934
году поступил и в 1938 году окончил Запорожский авиационный техникум. С 1938 года – старший
техник военного представительства на государственном союзном заводе №29 имени П. И. Баранова
Народного комиссариата авиационной промышленности СССР. В 1941 году переведён начальником бюро
цеха на завод №452 того же наркомата (Днепропетровск).
После начала Великой Отечественной войны в 1941 году был направлен в Куйбышев (с 1991 года –
Самара) на завод №24 Народного комиссариата авиационной промышленности СССР (с 1960 года -
предприятие «почтовый ящик 32», с 1967 года – Куйбышевский моторостроительный завод имени М. В. Фрунзе, с 1977 года – Куйбышевское моторостроительное производственное объединение имени М. В. Фрунзе, с 1996 года – ОАО «Моторостроитель», с 2010 года – ПАО «Кузнецов»). Там трудился более полувека: начальником бюро механического цеха, заместителем главного контролёра, главным контролёром завода, с 1958 года – главным инженером завода, с 1961 года – директором завода. В 1955 году без отрыва от производства окончил Куйбышевский авиационный институт.
В военные годы участвовал в организации производства авиационных двигателей для штурмовой и
истребительной авиации, а также для торпедных катеров и катеров типа «морской охотник». В
послевоенные годы при его участии завод осваивал производство турбореактивных двигателей ВК-1
конструкции В. Я. Климова для самолётов фронтовой авиации Ил-28, МиГ-15бис, МиГ-17, Ту-14Т; прямоточных воздушно-реактивных двигателей РД-900 для беспилотного самолёта-мишени Ла-17; сверхзвуковых реактивных двигателей РД-012 для межконтинентальной крылатой ракеты «Буря» конструкции С. А. Лавочкина. С 1957 года участвовал в организации производства жидкостных
ракетных двигателей для межконтинентальной ракеты Р-7 и её модификаций.
На посту директора завода руководил серийным производством жидкостных ракетных двигателей РД-
107, РД-108 и их модификаций (производятся заводом по настоящее время и используются для
запуска космических кораблей «Союз» и «Прогресс»). С 1962 по 1973 год завод серийно
изготавливал жидкостные ракетные двигатели НК-15 (НК-33), НК-15В (НК-43), НК-19 (НК-39), НК-21
(НК-31) для всех четырёх ступеней «лунного» ракетно-космического комплекса Н1-Л3.
В авиационной сфере завод был головным предприятием для серийного производства авиационных
двигателей марки «НК», разработанных под руководством генерального конструктора Н. Д. Кузнецова, с которым Л. С. Чеченя работал в тесном производственном сотрудничестве. Так, серийно изготавливались турбовинтовые двигатели НК-12М, НК-12МВ, НК-12МА, НК-12МК, НК-12МП, НК-12МПТ для стратегического бомбардировщика Ту-95, Ту-126, Ту-142, пассажирского самолёта Ту-114, военно-транспортного Ан-22 «Антей» и ряда других. Освоено серийное производство двигателей НК-144А для сверхзвукового пассажирского самолёта Ту-144, двигателей НК-22 и НК-25 для сверхзвуковых бомбардировщиков (Ту-22М, Ту-22М2, Ту-22М3).
Был одним из инициаторов и руководителем освоения на базе авиационных газотурбинных двигателей
наземных двигателей НК-12СТ НК-16СТ для привода нагнетателей в составе газоперекачивающих агрегатов, очень широко применяющихся и по сей день в газовой отрасли, а также ряда других изделий для нужд народного хозяйства.
За успешное выполнение плана 1959–1965 годов создание и производство новых видов техники Указом Президиума Верховного Совета СССР («закрытым») от 22 июля 1966 года Чечене Леониду Степановичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
С 1977 года – генеральный директор созданного на базе завода Куйбышевского моторостроительного
производственного объединения (МПО) имени М. В. Фрунзе. В октябре 1982 года освобождён от должности генерального директора в связи с уходом на заслуженный отдых, однако остался трудиться на
предприятии и в 1982–1996 годах, до своей кончины, работал начальником 1-го отдела МПО.
Кандидат технических наук (1981). Обладатель нескольких авторских свидетельств на изобретения.
Депутат Верховного Совета СССР 8-го созыва (1970–1974).
Жил в городе Самаре. Скончался 11 апреля 1996 года. Похоронен в Самаре на Рубёжном кладбище.
Член КПСС.
Награждён 4 орденами Ленина (29.07.1960; 17.06.1961; 22.07.1966; 26.04.1971), орденами Октябрьской Революции (29.03.1976), Трудового Красного Знамени (12.07.1957), Красной Звезды (2.07.1945), медалями.
Сталинская премия (1952). Государственная премия СССР (1980).
Мемориальная доска установлена в Самаре на доме, в котором жил Герой.
Биографию подготовил:
Информация из открытых источников
Космонавтика и ракетостроение России. Биографическая энциклопедия. Москва, 2011.