Климов Владимир Яковлевич
Дважды Герой Социалистического Труда
Дважды Герой Социалистического Труда
Медаль № 9
Орден Ленина № 6568
Медаль № 46
Климов Владимир Яковлевич – главный конструктор опытно-конструкторского отдела авиамоторного завода №26 Народного комиссариата авиационной промышленности СССР, город Рыбинск Ярославской области; главный конструктор Государственного союзного опытного завода №117 Министерства авиационной промышленности СССР, академик Академии наук СССР, генерал-майор инженерно-авиационной службы, город Ленинград.
Родился 11 (23) июля 1892 года в Москве, в семье рабочего-штукатура, выходца из крестьян Владимирской губернии, со временем ставшего состоятельным строительным подрядчиком. Русский.
Получил первоначальное домашнее образование. Окончил Комиссаровское техническое училище в Москве, готовившее строителей, в 1910 году. В 1917 году окончил Императорское Московское техническое училище (ныне Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана). Ученик выдающегося деятеля отечественной авиации профессора Н.Е. Жуковского, несколько лет состоял в его инженерном кружке.
В 1917 году после окончания училища несколько месяцев тяжело болел. В ноябре 1917 года был призван на военную службу, служил рядовым в 55-м запасном пехотном полку в Москве. В марте 1918 года демобилизован.
С апреля 1918 года - инженер-конструктор в технической конторе Общества Коломенских заводов, участвовал в постройке Кулебакского завода. С июля 1918 года работал инженером Центральной авиасекции по обслуживанию заводов Высшего Совета народного хозяйства РСФСР. С ноября 1918 по 1928 годы работал в научной автомобильной лаборатории при ВСНХ РСФСР (с 1920 года - Научный автомоторный институт), где был лаборантом, начальником отдела, помощником директора института. В те годы также много преподавал: в 1919-1928 годах - в МВТУ имени Н.Э. Баумана, в 1922-1924 годах - в Ломоносовском институте, в 1924-1928 годах был старшим руководителем кафедры моторостроения в Академии Воздушного Флота имени Н.Е. Жуковского (с 1925 - Военно-воздушная инженерная академия РККА имени проф. Н.Е. Жуковского). С ноября 1924 по январь 1926 года находился в командировке в Германии в составе советского торгпредства в Берлине, возглавляя решение вопросов по закупке авиадвигателей и развитию их лицензионного производства в СССР.
В октябре 1928 года освобождён от занимаемых постов и направлен в вторую долгосрочную командировку во Францию, где вновь работал в торговом представительстве СССР и был председателем комиссии по закупке лицензий на иностранные авиационные двигатели.
После возвращения из загранкомандировки, в 1930 году назначен начальником технического контроля, затем техническим директором завода №29 (Запорожье). Участвовал в разработке первых советских звездообразных авиационных двигателей воздушного охлаждения М-12, М-23 (1925-1927) и первого советского 12-цилиндрового двигателя жидкостного охлаждения М-13 (1925-1930), ставшего на тот момент самым мощным в мире (880 лошадиных сил).
С марта 1931 по 1933 год В.Я. Климов - начальник отдела бензиновых двигателей вновь созданного Центрального института авиационного моторостроения. Одновременно в 1932-1933 годах - заведующий кафедрой проектирования двигателей Московского авиационного института. В 1933-1935 годах вновь работал в заграничной командировке во Франции.
С августа 1935 года - главный конструктор авиационного завода №26 в Рыбинске Ярославской области. Климов успешно организовал производство 12-цилиндрового двигателя М-100, мощность которого была на 30% больше, чем у аналогичных зарубежных двигателей тех же размеров, а затем серийного двигателя М-103 для бомбардировщиков «СБ» конструкции А.Н. Туполева и А.А. Архангельского. С 1935 года - главный конструктор, позднее - генеральный конструктор поршневых (с 1947 - реактивных) авиационных двигателей. В конце 30-х - начале 40-х годов под руководством В.Я. Климова были сконструированы новые мощные серийные двигатели М-105, ВК-105ПФ, ВК-107, ВК-108, оснащённых двухскоростным воздушным нагнетателем его же оригинальной конструкции. Эти двигатели устанавливались на пикирующих бомбардировщиках Пе-2 и многих истребителях конструкции А.С. Яковлева и С.А. Лавочкина, успешно воевавших в Великой Отечественной войне.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 октября 1940 года за выдающиеся достижения в области создания новых типов вооружения, поднимающих оборонную мощь Советского Союза, Климову Владимиру Яковлевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
С началом Великой Отечественной войны завод был эвакуирован в столицу Башкирской АССР город Уфу, куда также прибыли Рыбинский авиамоторный завод № 26 (тоже бывший «Русский Рено») и ОКБ, руководимое В.Я. Климовым, Горьковский завод, и другие. На базе Уфимского авиастроительного завода было организовано производство моторов, которое начало полномасштабный выпуск продукции уже в декабре 1941 года. Климов руководил на Уфимском моторном заводе № 28 как освоением серийного производства ранее созданных двигателей, так и работами по их улучшению с учетом выявленных в ходе боевых действий проблем и потребностей, установке авиадвигателей на новые типы самолетов.
В годы войны В.Я Климов внёс 73 тысячи рублей личных денежных средств на постройку боевых самолётов для фронта.
С июня 1946 года – Главный конструктор ОКБ на авиационном заводе № 466 в Ленинграде (с июня 1947 года – Главный конструктор самостоятельного ОКБ № 117), также в декабре 1946 - феврале 1947 года исполнял обязанности председателя комиссии по заказу и приемке авиационных двигателей в Великобритании. Одновременно в 1947-1956 годах – главный конструктор и директор ОКБ-45 в Москве (впоследствии Машиностроительное конструкторское бюро «Гранит»). Начался новый выдающийся этап в творчестве В.Я. Климова - создание реактивных авиадвигателей. Уже в 1947–1949 годах созданы первые двигатели с центробежными компрессорами для реактивных самолётов.
В 1951 был создан ВК-1Ф — один из первых в мире турбореактивных двигателей, оснащённых форсажной камерой, который устанавливался на истребителях. На этих двигателях были разработаны и внедрены специальная закрытая система жидкостного охлаждения поршневых авиационных двигателей под давлением, воздушный нагнетатель с двухскоростным приводом, усовершенствованная система газораспределения, система питания топливовоздушной смесью мощных и высокооборотных авиадвигателей, предложен ряд оригинальных решений в конструкциях двигателей. Очень скоро реактивные двигатели Климова прошли боевое крещение: о работе его двигателей на истребителях МиГ-15 имеются только восторженные отзывы воевавших в Корее летчиков. В 1950 году на реактивном истребителе МиГ-17 с двигателем Климова ВК-1Ф впервые была достигнута сверхзвуковая скорость полета.
С 1956 года – Генеральный конструктор авиационных двигателей в СССР, одновременно главный конструктор и директор завода № 117. Климов был не только конструктором, но и ученым-исследователем, он внёс существенный вклад в развитие теории смазки, в решение проблем уравновешивания поршневых авиадвигателей и других вопросов двигателестроения. Автор научных трудов по исследованию внутреннего процесса и динамике авиационных двигателей, расчёту на прочность их отдельных элементов.
За выдающиеся заслуги в создании новой авиационной техники и проявленный при этом трудовой героизм, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 июля 1957 года Климов Владимир Яковлевич награждён второй золотой медалью «Серп и Молот».
Академик АН СССР (1953). Член-корреспондент АН СССР (1943). Доктор технических наук (1940).
Депутат Верховного Совета СССР 2-го созыва (1946–1950). Депутат Верховного Совета РСФСР 3-4 созывов (1951-1959). Депутат Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся (1950-1953)*.
В 1960 году вышел на пенсию. Жил в городе-герое Москве. Скончался 9 сентября 1962 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Генерал-майор инженерно-авиационной службы (19.08.1944). Награждён 5 орденами Ленина (29.12.1936; 28.10.1940; 30.12.1943; 02.07.1945; 23.07.1952), орденами Суворова 1-й (16.09.1945) и 2-й (19.08.1944) степени, Отечественной войны 1-й степени (10.06.1945), Трудового Красного Знамени (05.03.1939), медалью «За боевые заслуги» (05.11.1954), другими медалями.
Лауреат четырёх Сталинских премий (1941, 1943, 1946, 1949).
Бронзовый бюст В.Я. Климова установлен в Москве. В Санкт-Петербурге на здании конструкторского бюро, которое он возглавлял, установлена мемориальная доска. Его имя носит площадь в Санкт-Петербурге.
* Несмотря на высокие посты, заслуги и награды, В.Я. Климов не состоял в КПСС: сначала его не принимали по причине «непролетарского» происхождения, а после снятия таких ограничений сам отказался от вступления в партию.
Биографию подготовил:
Автобиография
Йолтуховский В.М., Колесников Ю.Н., Щербина Г.Ф. Морские соколы России. СПб, 2016.
Калинина Л.О., Климова И.В. Владимир Климов. М., 2013.
Космонавтика и ракетостроение России. Биографическая энциклопедия. Москва, 2011.
Пономарёв А.Н. Советские авиационные конструкторы. Москва, 1990.