Дважды Герой Социалистического Труда
Транспорт: Лётчики ГВФ
Бугаев Борис Павлович

Бугаев Борис Павлович

29.07.1923 - 13.01.2007

Дважды Герой Социалистического Труда

Даты указов

15.08.1966

Медаль № 12854

Орден Ленина № 379446

25.07.1983

Медаль № 181

Орден Ленина № 400452

Бугаев Борис Павлович – командир отдельного авиационного отряда №235 гражданской авиации Министерства гражданской авиации СССР; Министр гражданской авиации СССР, главный маршал авиации, город Москва.

Родился 29 июля 1923 года в селе Маньковка Уманского уезда Киевской губернии, ныне – в Маньковском районе Черкасской области Украины. Из семьи учителя. Украинец. Член ВКП(б)/КПСС с 1946 года.

С 1941 года – в Красной Армии. С того же года – курсант отдельной учебной авиационной эскадрильи Гражданского воздушного флота в Актюбинске (Гражданский воздушный флот тогда организационно входил в состав ВВС). С 1942 года пилот-инструктор Актюбинской авиационной школы, созданной на базе этой эскадрильи.

С 1943 года – на фронтах Великой Отечественной войны: пилот, командир звена в 215-м авиационном отряде ГВФ, выполнявшем полётные задания Центрального штаба партизанского движения. Совершил сотни боевых вылетов в тыл врага с посадкой на партизанских аэродромах.

После войны продолжил работу в гражданской авиации. В 1948 году окончил школу высшей лётной подготовки Гражданского воздушного флота СССР. С 1948 года командир корабля 1-й авиационной группы Отдельной международной группы ГВФ в аэропорту Внуково (Москва), затем – пилот-инструктор в той же авиационной группе. С 1957 года командир Авиационного отряда особого назначения ГВФ СССР (в 1959 году переименован в 235-й отдельный авиационный отряд особого назначения ГВФ СССР), созданного для перевозки руководителей государства и правительственных делегаций. В 1966 году заочно окончил Высшее училище гражданской авиации.

Принимал участие в освоении реактивной авиационной техники, с 1951 года прокладывал первые дальние трассы для «Аэрофлота» во многие страны мира, в том числе в Англию, США, Индию, Индонезию, на Кубу. В течение длительного времени был личным пилотом (шеф-пилотом) Л. И. Брежнева. 9 февраля 1961 года, находясь за штурвалом самолёта «Ил-18», летел с советской делегацией во главе с Председателем Президиума Верховного Совета СССР Л. И. Брежневым в Гвинею. Во время полёта в воздушном пространстве над международными водами Средиземного моря в районе около 130 километров на север от города Алжира самолёт был атакован французским реактивным истребителем, который сделал три захода на опасно близкое расстояние от самолёта, дважды открывал стрельбу по советскому самолёту с последующим пересечением его курса. Лётчику Б. П. Бугаеву оба раза удалось вывести свой самолёт из зоны обстрела. Л. И. Брежнев по достоинству оценил мастерство и мужество лётчика.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 августа 1966 года за выдающиеся успехи в выполнении заданий семилетнего плана по перевозкам пассажиров воздушным транспортом, применении авиации в народном хозяйстве страны и освоении новой авиационной техники Бугаеву Борису Павловичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

С 1966 года – заместитель Министра, а с 1967 года – первый заместитель Министра гражданской авиации СССР. В мае 1970 года был назначен Министром гражданской авиации СССР. На этом посту проработал 17 лет и внёс решающий личный вклад в развитие отрасли и её оснащение новой авиационной техникой. Гражданская авиация превратилась из действующего резерва ВВС в самостоятельную структуру, причём динамично развивающуюся и передовую. В этот период были реконструированы и построены сотни аэродромов, создана инфраструктура наземного обеспечения полётов, получила бурное развитие отраслевая наука и впервые была создана система автоматизированного управления воздушным движением. Вся территория СССР была, по выражению лётчиков, «аэродромирована». По объёму выполняемой транспортной работы авиация нашей страны уже в 1980 году опередила все ведущие авиакомпании мира и обеспечила перевозку более 100 миллионов пассажиров в год. Гражданская авиация также внесла огромный вклад в развитие регионов Крайнего Севера, Дальнего Востока, по сути, взяв на себя обеспечение их круглогодичных перевозок, а также в освоение нефтяных и газовых месторождений.

Особое внимание уделял совершенствованию подготовки кадров и решению социальных вопросов работников гражданской авиации. В этот период гражданская авиация СССР получила признание в мировом авиационном сообществе, наша страна стала членом Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Сам Б. П. Бугаев оставался замечательным лётчиком и летал за штурвалом авиалайнеров до 1985 года.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 июля 1983 года за выдающиеся заслуги в развитии советской гражданской авиации, трудовой героизм и в связи с шестидесятилетием со дня рождения Бугаев Борис Павлович награждён орденом Ленина и второй золотой медалью «Серп и Молот».

Почти все воспоминания соратников и подчинённых сходятся в оценке Б. П. Бугаева как выдающегося лётчика и страстно влюблённого в авиацию руководителя. В своей деятельности как министр он отличался глубоко государственным подходом к делу. Большую роль в его успехах сыграла и дружба с Л. И. Брежневым, что помогало успешно продвигать не решаемые для других руководителей вопросы, при этом Борис Павлович никогда не использовал эту дружбу в личных целях. По характеру он был человеком требовательным, амбициозным и честолюбивым. Всегда был доступен и открыт для общения с лётчиками и работниками низовых звеньев министерства, с высокопоставленными работниками часто бывал резок и необъективен.

С мая 1987 года – генеральный инспектор Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. С 1992 года – в отставке.

Член ЦК КПСС в 1971-1990 годах. Депутат Верховного Совета СССР 8–11-го созывов (1970–1989).

Жил в городе Москве. Скончался 13 января 2007 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве (участок 11).

Воинские звания:
генерал-майор авиации (13.04.1964),
генерал-лейтенант авиации (21.02.1969),
генерал-полковник авиации (20.05.1971),
маршал авиации (5.11.1973),
главный маршал авиации (28.10.1977).

Награждён 5 орденами Ленина (16.04.1963; 15.08.1966; 25.08.1971; 27.07.1973; 25.07.1983), орденом Октябрьской Революции (10.03.1981), 2 орденами Красного Знамени (14.03.1957; 03.11.1959), орденами Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), Красной Звезды (18.08.1945), «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени (17.02.1976), «Знак Почёта» (31.07.1953), медалями, в том числе «Партизану Отечественной войны» 2-й степени (08.05.1947), иностранными наградами, в числе которых ордена Труда (Чехословакия, 16.10.1978), «Звезда дружбы народов» (ГДР, 1983), Народной Республики Болгария (Болгария), Сухэ-Батора (Монголия), Дружбы (Вьетнам).

Лауреат Ленинской премии (1980), Государственной премии СССР (1972).

Заслуженный пилот СССР (1967).

Имя Б. П. Бугаева присвоено Ульяновскому институту гражданской авиации (2016). Именем дважды Героя назван самолёт SSJ 100 компании «Аэрофлот» (2012).


 

Биографию подготовил: Антон Бочаров

Источники

Ведомости Верховного Совета СССР

Герои Социалистического Труда: биобиблиогр. слов. Т.1. – Москва, 2007.