Чучвага Иван Иванович
Герой Советского Союза
Герой Советского Союза
Чучвага Иван Иванович - командир эскадрильи 866-го истребительного авиационного полка (288-я истребительная авиационная дивизия, 17-я воздушная армия, Юго-Западный фронт), капитан.
Родился 22 мая 1920 года в селе Новосевастопольское Красногвардейского района республики Адыгея в семье крестьянина. Русский. Окончил среднюю школу и в 1939 году - Краснодарское педагогическое училище. Работал учителем школы. Окончил Краснодарский аэроклуб.
В Красной Армии с ноября 1940 года. В августе 1941 года окончил Черниговскую военную авиационную школу пилотов.
На фронтах Великой Отечественной войны с ноября 1941 года. Воевал пилотом, заместителем и командиром эскадрильи на Сталинградском и Юго-Западном фронтах. Участвовал в обороне Сталинграда, в освобождении Ростовской, Белгородской, Луганской и Харьковской областей. Член КПСС с 1942 года.
Командир эскадрильи 866-го истребительного авиационного полка (288-я истребительная авиационная дивизия, 17-я воздушная армия, Юго-Западный фронт) капитан Чучвага совершил 206 боевых вылетов, в 96 воздушных боях сбил лично 20 и в группе – 16 самолётов противника.
12 марта 1943 года в воздушном бою в районе железнодорожной станции Купянск-Сортировочная направил свой подожжённый истребитель на бомбардировщик противника и погиб.
Похоронен в селе Куриловка Купянского района Харьковской области (Украина).
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм капитану Чучваге Ивану Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).
Награждён 2 орденами Ленина.
Именем Героя были названы улица в городе Купянске, школа и пионерская дружина в селе Новосевастопольское, там же установлен бюст Героя.
Иван Чучвага рос и воспитывался в крестьянской семье. Успешно занимаясь в школе, он охотно помогал в доме по хозяйству, умел пахать и сеять, косить, и убирать хлеб, ухаживать за домашней птицей и живностью. Окончив в 1936 году семилетку, Чучвага решил стать педагогом и поступил в Краснодарское педучилище. Учась на последнем курсе, он поступил в Краснодарский аэроклуб.
В 1939 году, окончив педучилище и аэроклуб, Иван Чучвага вернулся в родные края и в течение года учительствовал сначала в селе Белом а затем в Новосевастопольском.
В ноябре 1940 года Иван Чучвага был призван в армию и направлен учиться в Черниговскую военную авиашколу пилотов, которая с началом войны перебазировалась в город Борисоглебск. В августе 1941 года, выпустившись из училища в звании сержанта, Чучвага стал пилотом 651-го истребительного авиационного полка 102-й истребительной авиадивизии ПВО, который прибыл в декабре 1941 года под Сталинград для прикрытия военно-промышленных объектов в районе Красноармейска и Бекетовки. Полк выполнял свои задачи путём патрулирования, вылетов на перехват и разведку. Чучвага настойчиво совершенствовал своё мастерство, осваивая самолёты «И-15», «И-15бис», «И-16», «И-153», «Як-1», «Як-76». Он стал кандидатом в члены партии, а комсомольцы полка избрали его своим секретарём.
Боевое крещение полка состоялось 12 июля 1942 года. В этот день 7 наших истребителей, среди которых был и сержант Чучвага, патрулируя в районе Морозовска, встретили 25 бомбардировщиков «Хе-111». Советские лётчики решительно атаковали врага, сбив в завязавшемся бою 2 из них. В этот же день Чучвага, будучи ведомым в паре с командиром звена И.А.Кизимовым, штурмовал автоколонну противника в районе станицы Боковская, уничтожив несколько автомашин и рассеяв до батальона пехоты.
13 июля вместе с лейтенантом В.С.Надеевым он вновь штурмовал там же автоколонны противника, сделав 3 захода, а на следующий день, 14 июля, когда Сталинград был объявлен на осадном положении, в воздушном бою при отражении налёта 11 вражеских бомбардировщиков на Морозовск, он открыл личный боевой счёт, сбив самолёт. Будучи ведомым в паре с командиром эскадрильи старшим лейтенантом С.Ф.Подлепенским, на самолете «И-156ис» он зашёл в хвост к одному из «юнкерсов» и двумя очередями подбил его, и тот, объятый пламенем, камнем пошел к земле, оставляя чёрный шлейф дыма.
Вылеты следовали один за другим. 29 июля Иван Чучвага сбил второй стервятник. Вылетев ведущим пары в группе лейтенанта Надеева на отражение атаки бомбардировщиков в районе станции Иловля, на самолёте «И-153» («чайка») он решительно атаковал и подбил «Юнкерс-88», который с дымящимися моторами пытался на бреющем выйти из боя. Чучвага бросил свою «чайку» в преследование, настиг его и метким огнём добил.
Бои на подступах к Сталинграду, как на земле, так и в воздухе приобретали все более ожесточённый характер. Вылетать приходилось три, четыре, а то и пять раз за день. За первый месяц боевых действий Иван Чучвага совершил 95 боевых вылетов и провёл 40 воздушных боёв, в которых сбил лично 3 и в группе 16 вражеских самолётов.
Особенно отличился Чучвага 13 августа 1942 года. Об этом подвиге подробно рассказывала 19 августа 1942 года газета Сталинградского фронта «Красная Армия».
В ходе боевых действий четыре стрелковые дивизии 62-й армии (33-я гвардейская, 147-я, 181-я и 229-я) оказались в окружении, и связь с ними прервалась. Нужно было доставить окружённым пакет с общим планом прорыва из кольца. Район был плотно блокирован и с земли, и с воздуха. При попытке выполнения этого задания погиб командир эскадрильи старший лейтенант С.Ф.Подлепенский. Он был сбит огнём зенитной артиллерии.
Вторым полетел Иван Чучвага. Когда начался зенитный обстрел, Чучвага начал маневрировать, менять высоту, сымитировал падение, а затем летел почти над землёй. Близко разорвавшимся снарядом он был ранен, но продолжил полёт и вскоре сел в расположение 229-й стрелковой дивизии. Передав пакет, Чучвага тут же вылетел обратно, так как самолёт начала обстреливать артиллерия врага. От потери крови он почти терял сознание, был на волосок от гибели. Не долетев до аэродрома, но уже на своей территории, он тяжело посадил самолёт и потерял сознание. За образцовое выполнение особо важного задания Иван Иванович Чучвага был награждён орденом Ленина.
После двухмесячного пребывания в Камышинском госпитале, получив звание старшего лейтенанта, Чучвага был назначен в 288-ю истребительную авиадивизию командиром 3-й эскадрильи 866-го истребительного полка, вооружённого самолётами «Як-1» и «Як-76», и в ноябре 1942 года вновь прибыл под Сталинград на Юго-Западный фронт, войска которого принимали участие в разгроме окружённой группировки противника и развивали наступление в направлении Боковская, Ворошиловград, Харьков.
29 ноября 1942 года пятёрка «яков» под командованием Чучваги вылетела на сопровождение штурмовиков в район Чернышевской. При подходе к цели появились 12 «Ме-109». Несмотря на неравенство сил, комэск подал команду «Атакуем!» и, увлекая ведомых, устремился навстречу вражеским самолётам. С первой же атаки он метко поразил «мессершмитт». Быстро перестраиваясь, пятёрка советских истребителей на высоких скоростях расстреливала фашистские самолёты, и вскоре на земле уже догорали 5 вражеских машин, 2 из которых были на счету Чучваги.
Старший лейтенант Чучвага не знал перерывов в боевой работе. Так, 11 декабря 1942 года он трижды поднимался в воздух во главе четвёрки на перехват и прикрытие наших войск в районе Малахов, Белавинский, провёл 2 воздушных боя и сбил 2 «мессера». Несколько дней спустя, вылетев со своим ведомым сержантом А.А.Бондарем на прикрытие войск в район Светлановки, он встретился один за другим с тремя группами противника по 4 самолёта в каждой и, последовательно вступая с ними в бой, сбил 2 «Ме-109», один «Хе-123».
Сопровождая штурмовики, семёрка «яков-7б» во главе с Чучвагой встретила 27 января 1943 года 30 самолётов «Ме-109». У противника было 4-кратное превосходство, но это не остановило Чучвагу. В эфир прозвучала команда: «Атакуем!» и он пошёл в лобовую. Самолёты неумолимо сближались. Ведущий строя фашистов не выдержал и, уклоняясь от шквального огня в лоб, решил отвернуть в сторону, но было поздно. Меткой очередью Чучвага прошил ему бок. «Мессер» взорвался и, разбрасывая горящие обломки, пошёл к земле. Внезапный удар истребителей ошеломил вражеских лётчиков, а повторная атака наших лётчиков сломала их строй. Вскоре активность фашистов заметно ослабла, и они стали выходить из боя. Было уничтожено 5 вражеских самолётов.
Громкую славу Ивану Чучваге принёс воздушный бой, прошедший 3 февраля 1943 года в районе Ново-Светловка. Сопровождая штурмовики, шестёрка «Як-76» во главе с Чучвагой встретила над линией фронта 3 группы бомбардировщиков в количестве 37 «Ю-88» под прикрытием 9 «Ме-109». С первой же атаки, осуществив эффективный манёвр, комэск зашёл в хвост к одному из «юнкерсов» и с дистанции 20-30 метров одной очередью сразил его. Завязалась огненная карусель. Не выдерживая настойчивых, смелых атак советских лётчиков, фашистские асы стали выходить из боя и удрали за линию фронта, потеряв 5 своих машин. Семёрка Чучваги, обеспечив штурмовикам выполнение своих задач, без потерь вернулась на свой аэродром.
Не меньшую отвагу, решимость и мастерство проявил Чучвага 10 марта 1943 года. Возвращаясь во главе семёрки «яков» с задания после успешного сопровождения штурмовиков, он встретил 3 группы бомбардировщиков в количестве 60 «юнкерсов», прикрываемых 20 истребителями «Ме-109». 7 против 80 !! И тем не менее Чучвага с товарищами врезались в группу бомбардировщиков, и с первой же атаки 2 «юнкерса» рухнули на землю, один из которых был сбит командиром. Несмотря на колоссальное преимущество, гитлеровцев охватила паника, они сбросили бомбы куда попало и стали удирать на запад. А на земле догорали обломки 7 сбитых «юнкерсов».
8 февраля 1943 года Иван Иванович Чучвага был представлен командиром полка майором П.М.Ивановым к званию Героя Советского Союза. К этому времени он совершил 196 боевых вылетов, провёл 74 воздушных боя, в которых сбил лично 16 и в группе 16 вражеских самолётов. Но дожить до того дня, когда Родина удостоила его своей высшей награды, ему было не суждено…
12 марта 1943 года, выполняя в паре с сержантом А.А.Бондарем задание по прикрытию железнодорожной станции Купянск-Сортировочная с воздуха, Чучвага встретился с группой «юнкерсов» под прикрытием 6 «мессершмиттов». Завязался неравный бой. Паре удалось сбить 2 фашистских самолёта, но и самолёт Чучваги оказался под перекрёстным огнём сзади. Последним усилием комэск направил свою горящую машину на бомбардировщик врага. Раздался взрыв…
24 августа 1943 года Ивану Ивановичу Чучваге было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Биографию подготовил:
Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.
Сиджах Х.И. Твои Герои, Адыгея. Майкоп. 2005.