Герой Социалистического Труда
Транспорт: Железнодорожники
Кохреидзе Шалва Фёдорович

Кохреидзе Шалва Фёдорович

19.06.1901 - 01.01.1961

Герой Социалистического Труда

Даты указов

05.11.1943

Медаль № 126

Орден Ленина № 16257

Кохреидзе Шалва Фёдорович – паровозный машинист депо Тбилиси Закавказской железной дороги, Грузинская ССР.

Родился 19 июня 1901 года в селении Ианети Кутаисского уезда Кутаисской губернии, ныне – Самтредского муниципалитета края Имеретия Грузии, в крестьянской семье. Грузин.

В 14 лет пришёл на железную дорогу учеником слесаря паровозного депо станции Тифлис (с 1936 года – Тбилиси). Трудовую биографию с работы помощником слесаря, потом и сам работал слесарем по ремонту паровозов. В 1922–1924 годах служил в Красной Армии.

Вернувшись в родное депо, четыре года ремонтировал паровозы. С 1928 года работал помощником машиниста, с 1932 года – машинистом паровоза. Водил грузовые поезда в сторону Баку, Самтредиа и Ленинакана.

С началом Великой Отечественной войны Кохреидзе водил воинские эшелоны к фронту. Нефтеналивные маршруты шли из Баку до Кизляра, а оттуда по новостройке в Астрахань, а потом до Саратова на фронтовые нефтебазы и для оборонных заводов Приуралья и Зауралья. Кохреидзе не вёл поезда с цистернами до пунктов назначения, а передавал свои составы, как эстафету, машинистам Азербайджанской и Орджоникидзевской железных дорог.

В начале войны лунинец Шалва Кохреидзе вместе со своей бригадой обязался довести пробег паровоза до 120 тысяч километров. Пробег довели до 152 тысяч километров, сэкономив 70 тонн топлива, успешно обеспечивая перевозки важных грузов для фронта и народного хозяйства. От обточки до обточки его паровоз пробежал 152 тысячи 226 километров. Никто в Закавказье не мог похвастаться таким рекордом. В июле 1942 года по представлению начальника Закавказской дороги Г. С. Кикнадзе награждён орденом Трудового Красного Знамени.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени Кохреидзе Шалве Фёдоровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В 1943 году отличный паровозник и почётный железнодорожник Шалва Кохреидзе был назначен машинистом-инструктором и бескорыстно передавал молодёжи свой опыт ухода за паровозом, позволявший увеличить пробег локомотива. Должность машиниста-инструктора он исполнял до выхода на пенсию в конце 1950-х годов.

Поcле войны продолжал трудиться в своем депо.

Избирался депутатом Верховного Совета СССР 2–3-го созывов (1946–1954).

Жил в столице Грузии городе Тбилиси. Скончался 1 января 1961 года.

Награждён 2 орденами Ленина (05.11.1943; 02.07.1951), орденом Трудового Красного Знамени (21.07.1942), медалями, в том числе «За трудовую доблесть» (04.12.1948), «За трудовое отличие» (09.08.1947), «За оборону Кавказа» (01.05.1944), а также 3 знаками «Почётному железнодорожнику».


 

Биографию подготовил: Сергей Каргапольцев

Источники

Герои стальных магистралей. Кн. 3. М. 2004

Герои труда военных лет 1941-1945. М. 2001

Подводная археология   Т