Дугин Алексей Семёнович
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Медаль № 64
Орден Ленина № 15474
Дугин Алексей Семёнович — командир 1-й железнодорожной бригады, полковник, Смоленская область.
Родился 24 сентября 1904 года в городе Казань, в рабочей семье. Русский. Окончил четыре класса городской школы и два курса педагогического техникума.
В 1923 году добровольно вступил в ряды Рабоче-крестьянской Красной Армии и был направлен в Казанскую военно-инженерную школу, но на следующий год переведен в Петроград. После окончания в 1927 году Ленинградской военно-инженерной школы служил в железнодорожном полку командиром взвода, а затем роты.
Дисциплинированного, добросовестного и способного командира направили в Военно-транспортную академию имени Кагановича, после окончания которой он с 1938 года служил старшим инженером учебно-опытного железнодорожного мостового полка. В 1939 году майор Дугин был назначен командиром 1-го отдельного железнодорожного мостового батальона, дислоцировавшегося в Белоруссии.
С первых дней Великой Отечественной войны батальон майора Дугина вёл заградительные работы, эвакуировал в тыл оборудование и буквально перед наступающим противником совершал последние взрывы, преграждая врагу путь на восток. В белорусском городке Волковыске его батальон под непрерывными бомбёжками грузил технику и оборудование в вагоны, отправлял эшелоны. Связи с общевойсковыми частями не было. Наряду с выполнением поставленной задачи пришлось принять меры по обороне станции. Воины-железнодорожники пулемётным огнём встретили колонну гитлеровских мотоциклистов. Удерживали станцию, пока не отправили последний эшелон. Оказавшись в окружении, через несколько дней с боями вышли в расположение своих войск.
Бригада, в которую был включен батальон Дугина, продолжала вести заградительные работы в Белоруссии, пока не получила приказ о срочной передислокации в Ленинград. Части бригады сдерживали немецко-финские войска на Карельском перешейке, стойко обороняя железнодорожные пути на Белоостровском и Васкеловском направлениях, прочно удерживая рубеж по берегу Финского залива. Военный совет Ленинградского фронта преобразовал эту железнодорожную бригаду в 9-ю стрелковую, и она несколько месяцев защищала Ленинград с северо-запада. В этих боях участвовал и майор Дугин со своими воинами.
Зима 1941-1942 годов была самой тяжёлой для ленинградцев. Военный совет Ленинградского фронта поставил задачу - продлить и реконструировать Иринейскую линию к берегу Ладоги, куда выходил «Дорога жизни». Предстояло построить здесь зимой причал и железнодорожные слипы. Стрелковая бригада снова стала 9-й железнодорожной бригадой, совместно с другими частями начала вести работы: в ледяной воде сооружать слипы - спуски в воду железнодорожных путей. Строился также и нефтепровод. В этих тяжелых и ответственных работах принимал активное участие и мостовой батальон майора Дугина.
В июле 1942 года подполковник Дугин был назначен командиром 1-й железнодорожной бригады, с которой прошел до Победы. Подразделения бригады восстанавливали разрушенные пути и мосты в верховьях Волги. Когда фронт стабилизировался, по инициативе сибиряков в этой бригаде развернулось снайперское движение. Были организованы группы снайперов и их учёба, составились пары стрелков из противотанковых ружей. К концу войны было подготовлено 637 снайперов.
В начале марта 1943 года от гитлеровцев был освобождён Ржев. Здесь бригада Дугина восстанавливала железнодорожный мост через Волгу. В феврале в сложных условиях паводка, вызванного взрывом плотины, был досрочно возведен мост через небольшую речушку Жижало. Бойцы, снятыми ранее вражескими минами, взорвали ледяной затор, вручную, не дожидаясь прибытия тракторов, отбуксировали шестнадцатиметровые рамы опоры к месту установки. На третий день упорных работ мост был сооружён, и путь на запад был открыт.
В марте 1943 года войсками Западного фронта была освобождена Вязьма. Сюда прибыла техническая разведка 1-й железнодорожной бригады подполковника Дугина. Транспорта не было, и комбриг от Ржева до Вязьмы прошёл пешком. Нужно было восстанавливать узел пяти направлений, а в первую очередь - линию к Смоленску. После восстановления станции Вязьма бригада Дугина вместе с спецподразделениями Наркомата путей сообщения, идя вслед за наступающими войсками, восстанавливала путь от Думиничей на Березовский. Первый перегон между Думиничами и Паликами с большим мостом через Жиздру удалось поднять из руин с 18 по 24 июля за шесть дней, со скоростью три километра в сутки. Верхнее строение восстанавливали за счёт сбора и обработки подорванных рельсов и скреплений. Возродили узел Сухиничи.
Осенью 1943 года 1-ю железнодорожную бригаду срочно перебросили на восстановление узла Смоленск, освобожденный 25 сентября. Самоотверженный труд восстановителей позволил уже 7 октября принять на станции Смоленск первый поезд, а через два дня на участке Дорогобуж-Смоленск было открыто постоянное движение. Комбриг Дугин умело и профессионально руководил действиями батальонов бригады и приданных спецформирований. Организовывал и личным примером вдохновлял людей. Под бомбёжками, артобстрелом врага он проявлял личную храбрость и исключительное мужество.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года «за особые заслуги в деле обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени» полковнику Дугину Алексею Семёновичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот».
Дальнейший боевой путь бригады лежал через Белоруссию в Восточную Пруссию. Сапёры 1-й бригады, подготавливая путь и мостовые переходы к восстановлению, на участках в 600 километров в 1944 году сняли 27 766 вражеских мин и мин-ловушек.
В конце 1944 года часть А. С. Дугина в составе 3-го Белорусского фронта действовала в Восточной Пруссии. Здесь при восстановлении железнодорожного пути на направлении Гумбиннен-Инстербург-Кенигсберг бойцами бригады были выполнены очень важны и сложные работы по перешивке пути на союзную колею. Воины-железнодорожники впервые встретились с конструкцией пути, при которой рельсовые подкладки были приварены к поверхностям металлических шпал, а рельсы прикреплены к подкладкам болтами. Поставленная задача была успешно выполнена. Для штурма крепости были доставлены из Ленинграда морские крупнокалиберные орудия на железнодорожном ходу. На третий день после взятия в Кенигсберг туда пришёл первый поезд по отечественной колее. В конце апреля все железнодорожные пути в полосе 3-го Белорусского фронта были восстановлены. За успешные действия в операции по овладению Кенигсбергом 1-й железнодорожной бригаде приказом Верховного Главнокомандующего было присвоено почётное наименование «Кенигсбергской». Она была награждена орденом Александра Невского.
После окончания боевых действий 1-я железнодорожная бригада был переброшена в Казахстан, на реконструкцию участка Акмолинск-Караганда. Затем её направили к Байкалу, где нужно было проложить путь выше Кругобайкальской дороги, построенной в начале XX века. Предстояло сократить количество тоннелей и длину пути. До 1951 года полковник Дугин командовал своей бригадой, а затем служил в управлении железнодорожных войск и заместителем командира 6-го корпуса по тылу. В 1957 году по состоянию здоровья уволен в запас.
Жил в городе Ленинграде (ныне Санкт-Петербург), участвовал в общественной работе.
Умер 12 ноября 1966 года. Похоронен на Киновеевском кладбище города Санкт-Петербург.
Награжден 2 орденами Ленина (05.11.1943; 20.06.1949), 2 орденами Красного Знамени (26.07.1944; 30.04.1954), орденами Александра Невского (27.04.1945), Красной Звезды (13.09.1943), медалями; знаком "Почетный железнодорожник".
Биографию подготовил:
Герои стальных магистралей. Кн. 3. М. 2004
Герои труда военных лет 1941-1945. М. 2001
Золотые звезды железнодорожных войск. Ленинград, 1985