Меккелев Евгений Ильич
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Медаль № 130
Орден Ленина № 16261
Меккелев Евгений Ильич – старший диспетчер военно-эксплуатационного отделения №2, Карельский фронт.
Родился 26 декабря 1916 года в селе Паданы Повенецкого уезда Олонецкой губернии, ныне – Медвежьегорского района Республики Карелия, в крестьянской семье. Карел. Окончил сельскую школу-семилетку, затем в 1936 году Петрозаводский путейско-эксплуатационный техникум. Получив диплом техника-эксплуатационника, работал дежурным по станции Уросозеро Кировской железной дороги. Энергичный, любознательный и инициативный, он быстро овладел специальностью движенца. С июня 1937 года трудился поездным диспетчером Масельского отделения службы движения.
В октябре 1937 года был призван в Красную Армию. Во время боёв с японскими захватчиками на реке Халхин-Гол в Монголии был помощником командира взвода 432-го гаубичного артполка. В бою был контужен. В время войны с Финляндией 1939–1940 годов участвовал в боях на Карельском перешейке помощником командира подразделения 118-го лыжного батальона. Снова был контужен.
После лечения в госпитале вернулся к работе поездного диспетчера Масельского отделения, где организовал первую на Кировской дороге молодёжную смену. С началом Великой Отечественной войны продолжал выполнять свои обязанности, хотя станция находилась фактически в прифронтовой полосе.Размер действующей Кировской магистрали уменьшился, но несмотря на это оккупантам не удалось захватить пути от Масельской до Беломорска и далее до Мурманска. Через станцию, на которой работал Меккелев, шли военные грузы поступавшие в порт Мурманск от союзников.
Диспетчер Меккелев явился инициатором соцсоревнования за скоростную обработку поездов на станциях. Первым на прифронтовой Кировской магистрали стал проводить часть маневровой работы с прибывающими составами на промежуточных станциях, что позволило сократить время стоянки поездов. В военное биографии железнодорожника есть и боевые страницы.
В октябре 1941 года оккупантам удалось захватить Медвежью Гору и станцию Лижма, отрезав семьи железнодорожников и подразделение красноармейцев. К окружённым был направлен хорошо знавший местность и отлично говоривший по-фински Меккелев. Он получил задание не только вывести людей, но и разведать позиции противника. Меккелев блестяще справился с заданием и вывел из окружения более 300 человек. Это был первый его рейд по тылам врага.
Весной-осенью 1942 года он еще несколько раз участвовал в разведывательных рейдах в тыл противника. Иногда рейды продолжались по нескольку недель – группа уходила на расстояние до 400 километров. Доводилось вступать в бой, выполнять подрывные работы Неутомимый разведчик собирал ценные сведения, которые поступали в штаб командования. После выполнения заданий Меккелев возвращался на свое рабочее место диспетчера, сослуживцы даже не предполагали о роде его командировок. Военный совет Карельского фронта вручил отважному разведчику медаль «За боевые заслуги».
В январе 1943 года он был назначен старшим диспетчером военно-эксплуатационного отделения №2 (ВЭО-2) Карельского фронта. Самоотверженно трудился, обеспечивая своевременную и бесперебойную доставку военных грузов.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года за особые заслуги в деле обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени Меккелеву Евгению Ильичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот». В декабре в Кремле ему вручили высокие награды родины.
В 1944 году Меккелев в должности заместителя начальника военно-эксплуатационного отделения стал заниматься подвозом войск для усиления Карельского фронта, который летом нанёс мощный удар по немецко-финским оккупантам, завершившийся выходом Финляндии из войны.
После прекращения боевых действия на этом участке фронта перед железнодорожниками стала новая задача – восстановление разрушенного врагом. Меккелев продолжал трудится в Масельском отделении Кировской железной дороги. В 1949 году окончил Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта.
С марта 1977 года – персональный пенсионер союзного значения. Скончался 16 августа 1977 года. Похоронен на Сулажгорском кладбище города Петрозаводска.
Награжден орденом Ленина (05.11.1943), медалями.
Биографию подготовил:
Герои стальных магистралей. Кн. 3. М. 2004
Герои труда военных лет 1941-1945. М. 2001