Герой Социалистического Труда
Транспорт: Железнодорожники
Виноградов Василий Иванович

Виноградов Василий Иванович

1899 - 02.01.1982

Герой Социалистического Труда

Даты указов

05.11.1943

Медаль № 61

Орден Ленина № 15471

Виноградов Василий Иванович - паровозный машинист депо Москва-Пассажирская Октябрьской железной дороги.

Родился 1899 году в городе Туле, в семье железнодорожника. Русский. Семья была большая, жили бедно. Зимой младший Виноградов учился в железнодорожной четырехклассной школе, а летом ходил работать по найму. В 11 лет его отдали в учение к тульскому кузнецу. В 1913 году семья Виноградовых переехала в Москву. Здесь Василий с отцом поступили на Сущевский завод слесарями. Через три года сын был уже высококвалифицированным слесарем.

В 1917 году через биржу труда Виноградов пришел в паровозное депо Москва Николаевской железной дороги. Сдал пробную работу и стал слесарем седьмого разряда. В 1920 году был назначен бригадиром арматурного и автоматного цехов.

В 1923 году стал помощником машиниста. С 1928 года, после окончания курсов, стал работать машинистом на паровозе грузового движения. Он стал не просто машинистом, а машинистом-рационализатором. Всегда что-то изобретал, придумывал, усовершенствовал. Когда он сконструировал и внедрил в производство станок по обточке бандажей без выкатки скатов из-под локомотива, даже спесивые иностранные специалисты восторженно отозвались об этом новшестве. Изобретение Виноградова дало большой экономический эффект. Если раньше производили ремонт пяти паровозов в месяц, то теперь за этот же срок выпускали из ремонта 18 паровозов.

С 1929 года Виноградов - машинист 2-го класса пассажирского движения. В 1933 году Коломенский паровозостроительный завод осваивал новый пассажирский паровоз серии ИС («Иосиф Сталин»). В 1934 году Вингорадов принял ИС № 3, который водил «Красную стрелу». В 1935 году стал машинистом первого класса, а в 1937 году — заместителем начальника депо по ремонту. В 1939 году вернулся на паровоз. В этой должности он проработал всю Великую Отечественную войну.

В первые дни войны водил поезда с военными грузами на запад и с промышленным оборудованием - на восток. Рабочие депо Московско-Октябрьской железной дороги в рекордно короткий срок сделали два бронепоезда. На один из них, получивший название «Истребитель фашизма», Виноградов был назначен машинистом.

Первый бой бронепоезд, который вел Виноградов, принял в районе станции Лобня. Фашистские танки пытались через транспортный переезд прорваться на Дмитровское шоссе. Бронепоезд подбил два танка, и атака немцев захлебнулась. Не раз фашистские самолеты пытались уничтожить бронепоезд, но, встретив ураганный огонь зенитных орудий, уходили восвояси.

Однажды бронепоезд продвигался под сильным огнём противника к разъезду Угрюмово, что в десяти километрах от Вязьмы. Снарядами выбило кусок рельса и несколько скатов тендера паровоза и бронеплощадок оказалось на земле. Можно было выйти из боя, увести паровоза и оставшиеся бронеплощадки в тыл. Но Виноградов решил не допустить, чтобы фашистам достался бронепоезд. Под личную ответственность, рискуя быть расстрелянным за невыполнение приказа командования на отход, он принимает решение установить стоявшие на земле колесные пары на куски рельсов и вывести бронепоезд из зоны обстрела. Проявив мужество и смекалку, он сумел доставить бронепоезд в депо, в Москву. Так на груди у Виноградова появилась первая боевая награда — медаль «За отвагу».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года «за особые заслуги в деле обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени» Виноградов Василий Иванович присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот» (№61).

27 января 1944 года была снята блокада Ленинграда, Виноградов снова повел экспресс «Красная стрела» по маршруту Москва - Ленинград.

В послевоенный период Виноградов продолжал трудиться на железной дороге, водил паровозы СУМ, П-36, экспресс «Красная стрела». С 1946 года и до ухода на пенсию в 1958 году работал заместителем начальника депо. За время работы на железной дороге машинист Виноградов проехал он по стальным магистралям более двух с половиной миллиона километров.

Четыре раза избирался депутатом Московского областного совета депутатов трудящихся и пять лет был народным заседателем Верховного суда РСФСР. После выхода на заслуженный отдых продолжал работать, на Останкинском молочном комбинате. Жил в городе-герое Москве. Умер 2 января 1982 года. Похоронен в Москве на Пятницком кладбище.

Награждён 2 орденами Ленина, медалями; двумя знаками «Почетному железнодорожнику».

На одной из линий Подмосковья работает электропоезд имени машиниста Василия Виноградова.


 

Биографию подготовил: Сергей Каргапольцев

Источники

Герои стальных магистралей. Кн. 3. М. 2004

Герои труда военных лет 1941-1945. М. 2001

Подводная археология   Т