Кушнер Михаил Иванович
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Медаль № 128
Орден Ленина № 16259
Кушнер Михаил Иванович — паровозный машинист депо станции Осташков Калининской железной дороги, Калининская область.
Родился 21 ноября 1906 года в деревне Слободская Ишимского уезда Тобольской губернии, ныне Омутинского района Тюменской области. в крестьянской семье. Русский. Образование начальное. Трудовую деятельность начал в 1921 году путевым рабочим на станции Лиманская Свердловской железной дороги. В 1928–1933 годах проходил действительную военную службу в Красной Армии, в 129-м стрелковом полку, который квартировал в городе Великие Луки (ныне Псковская область).
После службы остался жить в Великих Луках. Работал кочегаром в паровозном депо, затем помощником машиниста, а с сентября 1938 года после окончания курсов при Великолукском железнодорожном техникуме самостоятельно повёл поезда. Работал машинистом паровоза в депо Осташков.
В Великую Отечественную войну продолжал работал машинистом паровоза на прифронтовых станциях. В первые дни войны перегонял подвижной состав на тыловые станции. В последующем водил составы с боеприпасами, военной техникой, продовольствием и другими грузами, а также санитарные в прифронтовой полосе, под бомбёжками и артиллерийским обстрелом, проявляя высокое мастерство и героизм.
Когда врагу удавалось при налётах авиации и артобстрелах повредить детали паровоза или вагонов, бригада устраняла их своими силами и доводила поезда до станции назначения. Кушнер тщательно просчитывал риски, но поезда на перегонах не бросал.
Боевое крещение получил на 10-й день войны. Состав с наливными цистернами, который вела его бригада, попал под бомбёжку. Загорелась одна из цистерн. Кушнер смог вывести состав из под огня, с риском для жизни погасил пламя, устранил неисправности и довел эшелон до Великих Лук.
В середине августа 1941 года пулемётным огнём вражеского самолёта была повреждена цилиндрическая часть паровозного котла, через пробоину стала вытекать вода. По правилам, в таких случаях паровоз нужно было потушить, но тогда перегон пришлось бы закрыть на несколько часов, пока поезд не будет выведен вспомогательным локомотивом. Кушнер, взвесив все «за» и «против», рискнул: поезд довёл до станции и только на ней потушил паровоз.
В октябре 1943 года вёл литерный состав из Осташкова до станции Торопец, со спецгрузом – снарядами для «катюш». Несколько раз выводил состав из под бомбёжки. Когда в хвосте поезда была разбита тормозная магистраль, Кушнер под огнём противника пробрался в хвост поезда, устранил повреждение и, вернувшись к паровозу, продолжил движение. Груз был спасён и благополучно доставлен к месту назначения. Следуя обратно с санитарным поездом, будучи раненым, сумел всё же увести эшелон из-под вражеской бомбёжки, сохраняя жизнь раненым бойцам. Уже на станции Осташков, остановив эшелон, потерял сознание от потери крови. В госпитале узнал о присвоении высокого звания.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года за особые заслуги в деле обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени Кушнеру Михаилу Ивановичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
За время войны машинист Кушнер сменил 15 разбитых снарядами и бомбами паровозов, был несколько раз ранен и контужен.
В послевоенное время работал машинистом в паровозном депо Великие Луки. Старший машинист, позднее – инспектор по безопасности движения, отдавал все силы и энергию восстановлению железнодорожного транспорта. В 1951 году был награждён медалью «За трудовую доблесть», в 1953 году – орденом Трудового Красного Знамени.
В 1966 году вышел на пенсию, с 1968 года – персональный пенсионер союзного значения. Жил в городе Великие Луки.
Умер 25 декабря 1986 года. Похоронен в Великих Луках на кладбище Божно.
Награждён орденами Ленина (05.11.1943), Трудового Красного Знамени (01.08.1953), медалями, в том числе «За трудовую доблесть» (16.07.1951).
Мемориальная доска установлена в городе Великие Луки (Псковская область) на здании техникума железнодорожного транспорта имени К. С. Заслонова. Имя Героя присвоено тепловозу железнодорожного депо Великие Луки (2021).
Прифронтовые рейсы
Когда грянула Великая Отечественная, Михаил Иванович Кушнер уже был опытным машинистом. А на десятый день войны его паровозная бригада вела наливной состав. И вдруг из-за высоких елей вынырнул фашистский самолет. Круто развернувшись, он сбросил на состав несколько бомб. Железнодорожная станция Улин заполыхала огнем.
Михаил Иванович заметил пламя на одной из цистерн. Вместе с бригадой побежал к ней. Цистерна вот-вот могла взорваться. Михаил Иванович забрался на нее и стал забивать деревянные пробки в пробоины. Его примеру последовал помощник Иван Коренев. А кочегар Григорий Симин, сняв пиджак, стал хлопать одеждой по языкам пламени. Когда все пробоины были забиты деревянными пробками, пламя утихло, погасло. Паровозная бригада отцепила дымившуюся цистерну, отвела ее на смежный путь, весь состав благополучно привела в Великие Луки. Это было боевое крещение паровозной бригады. А за время войны их было немало.
«По осени 1943 года, - вспоминал ветеран, - прицепили к нашему паровозу вагоны с ранеными. При подъезде к станции Мартисово на нас налетели вражеские бомбардировщики. Мы с помощником Евгением Серовым и кочегаром Клавой Петровой то набирали скорость, то резко останавливались, то снова рвались вперед. А когда поезд вели по тяжелому профилю пути на подъем, Евгений такую дымовую завесу устроил над составом, что нас фашистские летчики потеряли из виду. С трудом добрались до станции Андреаполь, где квартировал военный госпиталь. Остановились. Вскоре к паровозу подошел майор. Позвал вниз на землю всю паровозную бригаду и радостно сказал:
- Спасибо, дорогие, за то, что спасли раненых.»
Однажды, в конце октября 1943 года, он вел особый, литерный состав с Осташкова до станции Торопец. Его предупредили, что груз стратегической важности. Только отправились со станции - и на перегоне Охват - Андреаполь внезапно в небе появились фашистские бомбардировщики. По обеим сторонам от железнодорожного полотна вздымалась земля от взрывов. У паровоза сорвало предохранительные клапаны. Густым паром заполнилась будка машиниста. Паровоз окутало пеленой из пара и дыма. Создалось впечатление, что он вышел из строя. Осколками была повреждена тормозная магистраль. Произошло самоторможение и остановка поезда на деревянном мосту. В составе загорелись вагоны. Налёт и бомбардировка продолжались. Гитлеровцы стремились разбить поезд и вывести из строя мост. К тому же возникла угроза взрыва снарядов в горевших вагонах.
Михаил Иванович не растерялся, оставив на паровозе помощника и кочегара, обследовал состояние пути, состава, перекрыл хвостовой кран тормозной сети у «здорового» вагона, ползком вернулся на паровоз. Тронул поезд и отвёл его, так чтобы горящие вагоны сошли с моста. И опять машинист заторопился в хвост поезда. Отдышался. Встал на ноги. Под завывание снарядов и свист осколков отцепил два полыхающих вагона и от усталости скатился под откос. Где ползком, где мелкими перебежками добрался до паровоза и увел из-под обстрела остальные вагоны. Так был спасен эшелон со снарядами для легендарных «катюш».
На обратном пути Кушнер вел санитарный состав с ранеными. В зоне разъезда «166-й километр» он дважды подвергся интенсивному вражескому налету. Первый раз Кушнер ушел из-под бомбежки и укрыл состав в лесу. Простоял там два часа. Второй раз решил повторить маневр, но самолеты настигли поезд. Осколками бомбы разбило части паровоза и тендера. Вода вытекала. Машиниста ранило в левую ногу, помощника Тюлькина — смертельно в висок. Превозмогая боль, Михаил Иванович сошел с паровоза. Осмотрел состав. Вагоны были целы!
Перебинтовав ногу, стоя на одной, истекая кровью и маневрируя, Михаил Иванович довел поезд с красными крестами до станции Осташков. Так Кушнер спас жизни раненых и вагоны. На конечной станции машинист потерял сознание, очнулся в госпитале. Врачи постепенно возвращали его к жизни. Более месяца пролежал Михаил Иванович в больнице. И хотя рана полностью не зажила, попросил выписать его на работу.
В ноябре 1943 года М.И. Кушнера вызвали в Москву. Его поздравил Калинин. Пожал руку и сказал:
- Поздравляю с высоким званием Героя Социалистического Труда. Желаю вам и впредь счастливых рейсов на пути к Победе.
Биографию подготовил:
Герои стальных магистралей. Кн. 3. М. 2004
Герои труда военных лет 1941-1945. М. 2001