Герой Социалистического Труда
Транспорт: Железнодорожники
Ганин Яков Митрофанович

Ганин Яков Митрофанович

1885 - 16.08.1957

Герой Социалистического Труда

Даты указов

05.11.1943

Медаль № 62

Орден Ленина № 15472

Ганин Яков Митрофанович - начальник службы вагонного хозяйства Московской Окружной железной дороги.

Родился в 1885 году в селе Батраки Сызранского уезда Симбирской губернии, ныне город Октябрьск Самарской области) в семье служащего Волжского речного пароходства. Русский. Окончил начальную школу. С 14 лет начал трудовую деятельность. Сначала был рабочим службы пути на сортировочной станции Батраки (ныне станция Октябрьск) бывшей Московско-Казанской железной дороги. Затем трудился рабочим, слесарем паровозного депо, осмотрщиком вагонов.

В 1919 году был назначен ревизором второго участка службы тяги той же дороги, а в 1930 году переведен в Управление дороги. Два года руководил вагонным участком станции Перово Московско-Рязанской железной дороги, сейчас в черте города Москвы. В 1935 году переведён в аппарат Народного комиссариата путей сообщения (НКПС) на должность заместителя начальника Восточного отдела Центрального вагонного управления. За передовую работу в 1936 году был награждён первым знаком «Почётному железнодорожнику».

В 1938 году стал заместителем начальника, а потом начальником службы вагонного хозяйства Московской Окружной железной дороги. Здесь ярко проявились его организаторские способности и практический опыт работы в вагонном хозяйстве. В этой должности он проработал до 1950 года.

В период Великой Отечественной войны на Московскую Окружную железную дорогу была возложена особая миссия по перевозке воинских эшелонов, шедших с Востока на Запад. Нужно было ежедневно отгружать сотни эшелонов с войсками и вооружением фронту, доставлять необходимое сырье предприятиям Москвы. Особенно ответственным и тяжелым было время, когда враг приближался к Москве. Даже в самое трудное время на Московско-Окружной железной дороге не было ни одного срыва, ни одной задержки воинского эшелона.

В одной из характеристик Я.М. Ганин отмечалось: «... непосредственно организовал и вносил много инициативы в строительство бронепоезда на дороге, вагона-пекарни, бани и парикмахерской. Обеспечивал своевременный ремонт вагонов для всякого рода воинских перевозок, а также для эвакуации оборудования заводов и населения Москвы. Проявил личную инициативу в выпуске для фронта противотанковых ежей, лыж и других приспособлений»

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года «за особые заслуги в деле обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени» Ганину Якову Митрофановичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот».

В 1944 году встали задачи ускорения оборота вагонов. Ганин внимательно анализировал технологический процесс осмотра и ремонта вагонов. Все отступления от нормы пресекались, устанавливался постоянный контроль. Приказом народного комиссара путей сообщения СССР 13 апреля 1945 года Я. М. Ганину присвоено звание директора-полковника тяги. В 1950 году назначен начальником инспекции — главным ревизором Главного управления вагонного хозяйства Министерства путей сообщения СССР, где закончил свою трудовую деятельность. Летом 1956 года ушел на заслуженный отдых.

Жил в Москве. Умер 16 августа 1957 года. Похоронен в Москве на Введенском кладбище.

Награждён орденами Ленина (05.11.1943), Отечественной войны 2-й степени (29.07.1945), «Знак Почёта» (01.08.1942), медалями, 2 знаками «Почётному железнодорожнику».


 

Биографию подготовил: Сергей Каргапольцев

Источники

Герои стальных магистралей. Кн. 3. М. 2004

Герои труда военных лет 1941-1945. М. 2001

Подводная археология   Т