Алыпов Алексей Иванович
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Алыпов Алексей Иванович – начальник головного восстановительного отдела Управления военно-восстановительных работ фронта, Ленинградская область.
Родился 30 июня 1902 года в деревне Никулинцы Нолинского уезда Вятской губернии, ныне – одноимённое урочище в Богородском районе Кировской области. Русский.
Окончил курсы монтёров по сборке сельхозмашин при Глазовском уземотделе. В Глазове (Удмуртия) работал до конца 1920 года. Прошёл военные сборы в городе Орлов Вятского края (ныне Кировская область), после чего был направлен на рабфак Уральского университета. Позднее продолжал образование в Ленинградском институте инженеров путей сообщения.
После окончания института А. И. Алыпов по распределению работал в Ленинградской проектной конторе под руководством крупного специалиста-мостостроителя, профессора Г. П. Передерия. Поступил в аспирантуру, но прервал занятия и занялся практической деятельностью. На Донецком и Днепропетровском заводах А. И. Алыпов осваивал технологические процессы, участвовал в монтаже пролётных строений моста через реку Западная Двина, а позднее через реку Обь у Новосибирска. Он стал автором проектов мостов через реки Ольшанка Рязано-Уральской железной дороги, Юрюзань Южно-Уральской железной дороги, Амур у Комсомольска-на-Амуре.
В 1932 году продолжил занятия в аспирантуре, совмещая учёбу с должностью руководителя секции металлических мостов, а позже – начальника сектора искусственных сооружений в Ленотделе Госпроекттранса.
В 1934 году возглавил специальную Дальневосточную экспедицию Трансмоста для выполнения работ по проектированию всех мостов и малых искусственных сооружений на вторых путях Уссурийской и Забайкальской железной дороги, направленную непосредственно на место строительства.
Вернувшись с Дальнего Востока, по заданию Союзтранспроекта проектировал искусственные сооружения вторых путей линии Валуйки – Балашов – Пенза. Доцент Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта.
Летом 1940 года по приказу наркома А. И. Алыпов был командирован на Северо-Печорскую железную дорогу.
В 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, стал работать старшим инженером аппарата Уполномоченного Наркомата путей сообщения СССР. По заданию военного командования восстанавливал железнодорожные сооружения на участке Тихвин – Волховстрой в Ленинградской области. В мае 1942 года назначен главным инженером Военвосттранспроекта при Главном управлении военно-восстановительных работ НКПС СССР.
1 сентября 1942 года А. И. Алыпов погиб во время бомбёжки восстанавливаемого моста...
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени Алыпову Алексею Ивановичу присвоено звание Героя Социалистического Труда (посмертно).
Награждён орденами Ленина (15.11.1943, посмертно), Отечественной войны 1-й степени (13.09.1943, посмертно).
Биографию подготовил:
Герои труда военных лет 1941-1945. М. 2001