Сурков Александр Иванович
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Медаль № 134
Орден Ленина № 16265
Сурков Александр Иванович - начальник железнодорожной станции Сарепта Сталинградской железной дороги.
Родился 21 ноября 1902 года на станции Черкашино Царицынского уезда Саратовской губернии, ныне Волгоградской области, в семье рабочего. Русский. В 15 лет начал трудиться на железной дороге, сначала ремонтным рабочим, затем списчиком вагонов, телеграфистом.
Окончив курсы при железнодорожном техникуме в Воронеже работал дежурным по станции, начальником ряда станций, поездным диспетчером. С 1940 года - заместителем начальника Сталинградского отделения движения.
В 1942 году, был назначен начальником крупной на Сталинградской дороге станции Сарепта, являющейся важным транспортным узлом. Станция в то время работала с большим напряжением. На ее многочисленных парковых путях находилось сверх установленной нормы несколько тысяч вагонов. Чтобы успешно формировать составы, пропускать поезда, от руководителей станции и всех ее работников требовались исключительная изобретательность, умение, настойчивость в преодолении трудностей. И прежде всего этими качествами в полной мере обладал начальник станции.
В августе фронт приблизился к Сталинграду. Железнодорожникам Сарепты пришлось первым испытать массированные налеты вражеской авиации. Стрелочники, составители, сцепщики, списчики, смазчики в стальных касках нередко работали под градом осколков от разрывов снарядов зенитной артиллерии, но никто не покидал своих постов.
8 августа 17 вражеским бомбардировщикам удалось прорваться сквозь завесу зенитного огня и сбросить бомбы на станцию. Во время налета Сурков находился в южном парке. Как только были сброшены бомбы, он подбежал к стоявшему неподалеку пассажирскому паровозу и дал сигнал тревоги. Затем с машинистом Плешаковым подъехал под пожарный поезд и вывел его к составам, где бушевал пожар. Воодушевленные командиром, работники станции действовали смело, вывели из под огня не один десяток вагонов с боеприпасами и ценными грузами. Как только был ликвидирован пожар, Сурков организовал работы по восстановлению путей, работоспособности станции. Через двое суток движение возобновилось.
С сентября 1942 года Сарепта начала работать во фронтовых условиях. Противник находился совсем близко. Его артиллерия и минометы обстреливали станцию с двух сторон. По приказу военного командования значительная часть коллектива была эвакуирована за Волгу. В Сарепте осталось минимально необходимое количество людей. Во главе их стоял Александр Иванович Сурков. Почти шесть месяцев Сарепта была отрезана от «большой земли». Люди самоотверженно трудились во вражеском полукольце.
По поручению военного командования железнодорожники разгрузили большое количество колесных пар для устройства противотанковых заграждений. Для СталГРЭС подвезли 1700 тонн нефти, кораблям Волжской военной флотилии доставили 2000 тон топлива. Отправили в тыл, за Волгу более 190 вагонов ценного оборудования.
В тяжелые дни командование 57-й армии отдало приказание подготовить подвижный состав для переброски стрелковой дивизии к линии фронта. Задание было нелегкое, так как большая часть парковых путей была разрушена, подвижной состав находился на разных путях. Его требовалось сосредоточить, и сделать это надо было скрытно. Там, где не проходил паровоз, люди вручную подкатывали вагоны. За досрочное выполнение задания командование 57-й армии объявило Суркову благодарность.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года «за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени» Суркову Александру Ивановичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали "Серп и Молот".
После войны продолжал работать на железной дороге. Умер в 1953 году. Похоронен на Димитриевском (Центральном) кладбище в Волгограде.
Награжден 2 орденами Ленина (05.11.1943, 21.05.1951), орденом «Знак Почёта» (29.07.1945), медалями; 2 знаками «Почетному железнодорожнику».
Биографию подготовил:
Герои стальных магистралей. Кн. 2. М. 2003
Герои труда военных лет 1941-1945. М. 2001
Сталинградцы в бою и труде. Волгоград, 2005