Герой Социалистического Труда
Искусство: Артисты
Никулин Юрий Владимирович

Никулин Юрий Владимирович

18.12.1921 - 21.08.1997

Герой Социалистического Труда

Даты указов

27.12.1990

Медаль № 21061

Орден Ленина № 460204

Никулин Юрий Владимирович – директор – художественный руководитель Московского государственного цирка на Цветном бульваре, народный артист СССР.

Родился 18 декабря 1921 года в городе Демидов Демидовского уезда Смоленской губернии (ныне – Демидовского района Смоленской области). Русский. В 1925 году переехал с родителями в Москву. После окончания десятого класса средней школы, в 1939 году, Никулина призвали в армию. В звании рядового он участвовал в двух войнах: Советско-финляндской (1939-1940) и Великой Отечественной (1941-1945). Батарея зенитно-артиллерийского полка, в которой он служил, находилась вблизи города Сестрорецк на Карельском перешейке. В 1946 году Никулин демобилизовался. Старший сержант.

После безуспешных попыток поступить во Всесоюзный государственный институт кинематографии (ВГИК) и Государственный институт театрального искусства (ГИТИС) поступил в студию разговорных жанров при Московском цирке, которую окончил в 1949 году. В конце 1940-х начал выступать в группе клоунов под руководством М. Н. Румянцева, более известного под именем Карандаш, в Московском государственном Цирке. Многолетним партнёром Никулина по клоунскому дуэту был М. Н. Шуйдин.

Главное в творческой индивидуальности Никулина – это сокрушительное чувство юмора при полном сохранении внешней невозмутимости. Костюм был построен на забавном контрасте коротких полосатых брюк и огромных ботинок с псевдоэлегантным верхом – чёрный пиджак, белая рубашка, галстук и шляпа-канотье. Виртуозно разработанная маска (за внешней грубостью и даже некоторой глуповатостью проступали мудрость и нежная, ранимая душа) позволяла Никулину работать в самом трудном жанре клоунады – лирико-романтических репризах. На манеже он всегда был органичен, наивен и трогателен, при этом умел смешить зрителей как никто.

В клоунском образе Никулина удивительным образом сохранялась дистанция между маской и артистом, и это придавало персонажу большую глубину и многогранность. За свою долгую жизнь на арене Никулин создал множество неповторимых реприз, скетчей и пантомим, из которых самыми памятными и дорогими для артиста стали «Маленький Пьер», Пипо и миллионер в цирковых представлениях «Карнавал на Кубе» и «Трубка мира», Бармалей в новогоднем детском представлении. Одна из самых знаменитых жанровых сценок – легендарное «бревно». Со своей будущей супругой Татьяной Никулин познакомился во время представления. Позже она не раз работала в качестве его «подсадной утки».

Одной работы на манеже было бы достаточно для того, чтобы имя Никулина навсегда вошло в историю российского искусства. Однако многогранность его дарования позволила Никулину реализоваться и в других жанрах. Он снимался в фильмах, играя как ярко комедийные, так и драматические, и поистине трагические роли. Его работа в кинематографе раскрывала те многочисленные грани человеческой натуры, которые в «конспективном» виде были заложены в цирковой маске.

В 1958 году Никулин впервые снялся в кино, в эпизодической, но эффектной роли в комедии «Девушка с гитарой». В следующем году сыграл роль пьяницы и тунеядца в комедии «Неподдающиеся». Однако этапным годом для карьеры Никулина-киноактера становится 1961 год. Он снялся в поставленной режиссёром Л. И. Гайдаем новелле «Пёс Барбос и необычный кросс» киноальманаха «Совершенно секретно», которая породила легендарное комическое трио – Трус (Г. М. Вицин), Балбес (Никулин) и Бывалый (Е. А. Моргунов).

В том же году Никулин снялся в кинокартине режиссёра Л. А. Кулиджанова «Когда деревья были большими», раскрывающей необычайно высокие драматические способности актёра. Роль Кузьмы Кузьмича Иорданова позволила Никулину показать сложнейший человеческий характер, к тому же претерпевающий столь же сложную трансформацию на экране – от моральной деградации до возвращения чувства собственного достоинства и обретения радости труда, способности любить. Фильм «Когда деревья были большими» по праву считается одной из лучших российских кинокартин.

В последующих работах Никулин успешно чередовал комические образы с драматическими. «Маска» Балбеса была использована актёром в пользовавшихся феноменальным успехом у советского зрителя фильмах Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (1965) и «Кавказская пленница» (1966). Образы трогательных, добрых и обаятельных чудаков созданы Никулиным в киноленте того же Л. И. Гайдая «Бриллиантовая рука» (1968) и фильме Э. А. Рязанова «Старики-разбойники» (1971). Простота и убедительность актёрского стиля Никулина, работавшие на сто процентов в цирке и кинокомедии, сыграли также огромную роль в его драматических киноработах. В фильме «Ко мне, Мухтар!» (1965) Никулин создал образ честного и открытого сотрудника угрозыска, берущего «на воспитание» служебную собаку.

Необыкновенно сложный образ монаха Патрикея был раскрыт актёром всего за несколько минут экранного времени в этапной для мирового кино картине А. А. Тарковского «Андрей Рублёв» (1966, вышел на экраны в 1971). Любопытно, что у Никулина был чрезвычайно плотный график на съёмках фильма «Андрей Рублёв», каждый вечер после завершения съёмочного дня он спешил в цирк. В эпической экранизации незаконченного романа М. А. Шолохова «Они сражались за Родину» (1976) образ, созданный Никулиным, был недостаточно раскрыт режиссёром С. Ф. Бондарчуком (игравшим главную роль), несмотря на то, что Никулин был единственным фронтовиком из актёров, сыгравших в фильме. Уделив на экране слишком много времени своему герою, С. Ф. Бондарчук упустил возможность создать полноценный характер из работы Никулина в роли рядового. Тем не менее, это сильная роль, однако она могла стать актёрским шедевром.

30 декабря 1973 года ему было присвоено звание «Народный артист СССР».

Когда режиссёр А. Ю. Герман пригласил Никулина сыграть в его кинокартине по роману К. М. Симонова «Двадцать дней без войны» (1976) роль журналиста Лопатина, то встретил сильное сопротивление со стороны начальства и партии. Но всё же кандидатура Никулина была утверждена. В результате был создан один из самых сложных и лучших кинохарактеров Никулина-актёра, использовавшего для создания образа свои фронтовые воспоминания.

Всего Никулин снялся более чем в сорока фильмах, среди них: «Иван Рыбаков», «Самогонщики», «Человек ниоткуда», «Друг мой, Колька!», «Укрощение строптивой» (все – 1961), «Молодо-зелено» (1962), «Без страха и упрёка», «Деловые люди», «Большой фитиль» (все – 1963), «Дайте жалобную книгу», «Фантазёры» (оба – 1965), «Маленький беглец» (1966), «Семь стариков и одна девушка», «Новенькая» (оба – 1968), «Телеграмма», «Двенадцать стульев» (оба – 1971), «Точка, точка, запятая» (1972), «Приключения Травки» (1976), «Тут… недалеко» (1979), «Не хочу быть взрослым» (1982), «Чучело» (1983), «Капитан Крокус» (1991).

В 1981 году Никулин перестал работать на манеже Московского Цирка, а двумя годами позже стал его руководителем.

Указом Президента СССР от 27 декабря 1990 года за большие заслуги в развитии советского циркового искусства и активную общественную деятельность Никулину Юрию Владимировичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Всю жизнь Никулин собирал и любил рассказывать анекдоты. И это в определенном смысле тоже является отражением «цирковой» природы артиста: ведь любая клоунская реприза – это, в сущности, разыгранная короткая история с неожиданным концом, то есть анекдот. Он опубликовал в ряде изданий популярные «анекдоты от Никулина» и выступил в 1990-х годах на телевидении в качестве ведущего юмористической передачи «Белый попугай».

Жил в городе Москве. Скончался 21 августа 1997 года в больнице вследствие осложнений после операции на сердце. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Награждён 2 орденами Ленина (14.02.1980; 27.12.1990), орденами Отечественной войны 2-й степени (11.03.1985), Трудового Красного Знамени (21.02.1986), «Знак Почёта» (04.11.1967), российским орденом «За заслуги перед Отечеством» 3-й степени (11.12.1996), медалями, в том числе «За отвагу» (18.07.1945), «За трудовую доблесть» (09.10.1958).

Лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1970, за ряд комедийных ролей в кино), премии кинофестиваля «Кинотавр» в номинации «Премия президентского Совета за творческую карьеру» (1995).

Памятники Ю. В. Никулину и его киноперсонажам установлены в Москве, Тюмени, Перми, Курске, Демидове, Сочи, Иркутске. Имя Героя носят Московский цирк на Цветном бульваре, улицы в Москве и Кургане, сквер в городе Сестрорецке (в составе Курортного района Санкт-Петербурга), московский центр содействия семейному воспитанию «Школа циркового искусства имени Ю. В. Никулина» для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (2001), малая планета (4434) Никулин (1981).

Биография дополнена В.С.Смирновым (г. Северодвинск)


 

Биографию подготовил: Игорь Сердюков

Источники

Народные артисты Советского Союза. Том 2. – Москва, 2007.