Ващук Юрий Михайлович
Герой Российской Федерации
Герой Российской Федерации
Медаль № 800
Ващук Юрий Михайлович - лётчик-испытатель Лётно-испытательной и доводочной базы открытого акционерного общества "ОКБ Сухого".
Родился 12 июня 1963 года в городе Барнаул Алтайского края. В 1967 году переехал с родителями в город Нижневартовск Тюменской области. В 1980 году окончил в Нижневартовске среднюю школу № 5. Учился в Нижневартовском аэроклубе ДОСААФ.
Окончил Кинель–Черкасский учебно-авиационный центр ДОСААФ в Омске в 1982 году. Служил в ДОСААФ, младший лейтенант. Стал известным спортсменом, членом сборной команды РСФСР и СССР по самолётному спорту, призер и победитель многих союзных и международных соревнований.
В 1989 году окончил Московский авиационный институт имени Серго Орджоникидзе. С 1989 года работал инженером-конструктором Лётно-исследовательского института имени М.М. Громова. С 1990 года – лётчик–инструктор Центрального аэроклуба России имени В.П. Чкалова.
В 1992 году перешёл на работу в Лётно-испытательную и доводочную базу ОКБ Сухого на должность инженера. В 1993 году окончил Школу лётчиков-испытателей имени А.В. Федотова. Затем трудился ведущим лётчиком-испытателем лётно-испытательной станции ОКБ Сухого.
Выступал с показательными программами на международных авиасалонах – МАКС, Ле–Бурже, Берлин, Джухай и других. Представлял Су-35 в Южной Корее. Как лётчик–испытатель принимает участие в создании новых образцов военной техники, как на этапе проектирования, и так на этапе доводки её в процессе лётных испытаний. Освоил десятки типов самолётов и их модификаций, в том числе истребители МиГ-21 и МиГ-23, спортивные Су-29 и Су-31, одноместный и двухместный варианты палубного самолета Су-33, самолёт с обратной стреловидностью крыла С-37 "Беркут".
Юрий Ващук является ведущим лётчиком истребителя Су-35 (модификация самолета Су-27), оборудованного экспериментальной системой дистанционного управления, позволяющей самолёту выходить на режимы сверхманевренности, совершать фигуры высшего пилотажа, не выполняемые в мире ни одним самолётом, кроме модификаций Су-27: управляемый штопор на средних высотах, штопорная бочка, поворот на «кобре» с изменением направления полёта на 180 градусов. В 2001 году поднял в небо опытный грузопассажирский среднемагистральный самолёт С-80 в качестве второго пилота (командир экипажа - Герой Российской Федерации И. Вотинцев).
В аварийной ситуации в ходе испытательного полёта на Су-35 18 декабря 2002 года, профессионализм и мужество Юрия Ващука дали возможность не покидать обречённый Су-35 до тех пор, пока он не убедился, что в направлении падения самолёта нет населенных пунктов, что информация в блоках контрольно-записывающей аппаратуры будет сохранена.
Технические выводы, сделанные в ходе расследования причин аварии, позволили определить причины неполадки разработать комплекс мер по увеличению ресурса боевых самолетов.
Ранее, 15 апреля 2002 года, при выполнении испытательного полёта на территории аэродрома ЛИИ имени М.М. Громова потерпел аварию на спортивном самолёте Су-29. В этом полёте проводилось исследование возможности полёта со снятым элероном (имитировался его отрыв). Самолёт упал с левым креном на траву возле полосы. Левое крыло полностью отлетело, самолёт скапотировал. Лётчик получил травмы рук и ноги, однако вскоре вернулся к лётной работе.
За мужество и героизм, проявленные при испытаниях авиационной техники, Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 2003 года № 1259 Ващуку Юрию Михайловичу присвоено звание Героя Российской Федерации.
Продолжает лётно-испытательную работу в "ОКБ Сухого". Один из ведущих испытателей истребителя пятого поколения Т-50.
Живёт в городе Жуковский Московской области. Член Общественной палаты г. Жуковский с 2012 года. Президент Федерации авиамодельного спорта Российской Федерации с 2015 года.
Награждён орденом Мужества, медалью.
Заслуженный лётчик-испытатель Российской Федерации (14.06.2010). Мастер спорта международного класса по самолётному спорту.
Биографию подготовил:
Тюменцы - Герои России : биобиблиогр. словарь. - Тюмень, ТюмГУ, 2012