Алехнович Антон Адамович
Герой Советского Союза
Герой Советского Союза
Медаль № 4355
Алехнович Антон Адамович - заместитель командира эскадрильи 6-го гвардейского Брянского Краснознаменного бомбардировочного авиационного полка дальнего действия 6-й гвардейской Сталинградской бомбардировочной авиационной дивизии 1-го гвардейского бомбардировочного авиационного корпуса Авиации дальнего действия, гвардии майор.
Родился 20 марта (2 апреля) 1914 года в деревне Доброводка ныне Смолевичского района Минской области Республики Беларусь в семье крестьянина. Белорус. Окончил школу ФЗУ, работал слесарем Ленинградского станкостроительного завода.
В Красной Армии с августа 1935 года. В декабре 1938 года окончил Энгельсскую военно-авиационную школу пилотов. Как один из лучших выпускников направлен для дальнейшего прохождения службы в Новосибирскую авиационную школу пилотов на должность летчика-инструктора. Через год стал командиром учебного авиазвена там же.
Началась Великая Отечественная война. Старший лейтенант авиации Алехнович писал рапорт за рапортом - рвался в бой. Но был издан приказ наркома обороны Сталина, запрещавший отправлять опытных летчиков-инструкторов на фронт. Алехнович продолжал учить курсантов, но поставил перед собой цель попасть на фронт любым способом. Кто-то из знающих товарищей "помог" советом - отличного инструктора на фронт никто не отправит, а вот разгильдяя отправят запросто. Алехнович решил рискнуть, и добился своего - 16 сентября 1942 года он прибыл в 4-й авиационный полк дальнего действия, действовавший в полосе Сталинградского фронта. Прибыл с понижением в должности, командиром экипажа дальнего бомбардировщика Ил-4. Первые 15 боевых вылетов совершил на авиаподдержку войск, оборонявшихся непосредственно в Сталинграде.
За 36 успешных боевых вылетов и дальний полет на разведку в район Полтавы и Харькова, длившийся 7 часов 30 минут, Алехнович получил первую боевую награду - орден Красного Знамени. С конца зимы 1942-43 года его экипаж стал совершать дальние рейды по тылам противника, нанося удары по целям в Брянске, Орле, Смоленске, Киеве, Полтаве, Кременчуге, Вязьме, Харькове, Орше, Могилеве и Гомеле. 7 марта в результате налета на железнодорожный узел Гомель было сожжено 17 цистерн с горючим и 24 вагона с продовольствием, на воздух взлетело 28 вагонов с боеприпасами.
Весной 1943 года по приказу Ставки ВГК Авиация дальнего действия начинает активно работать по целям в глубоком тылу - в Восточной Пруссии и Померании. Многочасовые полеты проходили над территорией, занятой противником, и были связаны с большим риском. Экипаж гвардии капитана Алехновича первый свой дальний вылет совершил 10 апреля 1943 года. Курс - на Кенигсберг. 16-го числа будет Данциг, 20-го - Тильзит, 28-го - снова Кенигсберг. Как лучший экипаж 6-го гвардейского полка они летают на эти цели лидерами - в качестве осветителей и поджигателей. Это было высокое доверие, ибо от них зависел успех выполнения боевой задачи всеми идущими за ними экипажами.
В ночь на 3 мая 1943 109 дальних бомбардировщиков взяли курс на столицу Советской Белоруссии. Во главе группы самолетов 6-го гвардейского полка шел и гвардии капитан Алехнович. По донесению партизан, в ходе налета одна из бомб поразила здание комендатуры, где у гитлеровцев вовсю "гудел" банкет. Были разрушены товарная и пассажирская станции, паровозное депо, электростанция, штаб и казармы на аэродроме в Лошице, уничтожены склад с боеприпасами и три воинских эшелона. В том же мае совершил 15 вылетов на удары по объектам в Минске, Борисове, Смоленске, Брянске, Сеще и Гомеле.
В июне Алехнович был повышен в должности - стал заместителем командира эскадрильи, а вскоре ему присвоили воинское звание "майор". В августе того же года за 123 успешных боевых вылета и проявленные при этом мастерство, мужество и героизм был представлен к званию Героя Советского Союза. Награда заменена на орден Ленина.
В феврале 1944-го, стартовав с аэродрома Выползово, Алехнович и его команда делают 3 вылета в ходе самой грандиозной стратегической операции дальней авиации в годы войны - массированных налетов на Хельсинки. Таким способом Сталин решил заставить Финляндию выйти из войны и, сделав ее сговорчивой, усадить за стол переговоров. За 3 ночи вылетало 2.120 самолетов, которые сбросили на финскую столицу 17.636 бомб! В ходе операции на свои аэродромы не вернулось 20 самолетов - из 46 потерянных за февраль.
За совершение 205 боевых вылетов на уничтожение важных военно-промышленных объектов, живой силы и техники противника, а также по доставке грузов к белорусским партизанам, в том числе и за налеты на Хельсинки, 19 апреля 1944 года командир 6-го гвардейского авиаполка гвардии подполковник Д.Кононов вновь представляет гвардии майора Алехновича к званию Героя Советского Союза.
Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 4355) заместителю командира эскадрильи 6-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка 6-й гвардейской бомбардировочной авиационной дивизии 1-го гвардейского бомбардировочного авиационного корпуса АДД гвардии майору Алехновичу Антону Адамовичу присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года.
Война продолжалась. Ко дню Великой Победы Антон Алехнович стал единственным летчиком в АДД, пролетавший всю войну на одном дальнем бомбардировщике Ил-4 с одним и тем же экипажем, никто из которого не был даже ранен! На счету экипажа и его геройского командира - 258 боевых вылетов, не имея аварий, поломок, серьезных повреждений и потери самолета. За годы войны экипаж Алехновича привлекался к выполнению самых рискованных заданий: 30 раз летал на сброс осветительных бомб над объектами бомбометания и 21 раз на сброс зажигательных бомб на эти объекты.
После войны продолжал службу в ВВС. Когда отрабатывались варианты нанесения бомбового удара по США через Северный Полюс, возникла идея использовать как аэродромы подскока арктические льды. Полковник Алехнович стал единственным в мире летчиком, посадивший тяжелый реактивный бомбардировщик Ту-16А на дрейфующую в Северном Ледовитом океане льдину. С 27 августа 1958 года полковник А.А.Алехнович — в запасе.
Работал в Гражданской авиации Белорусской ССР. Жил в Минске. Умер 29 декабря 1979 года. Похоронен на Восточном (Московском) кладбище в Минске.
Награждён 2 орденами Ленина (18.09.1943, 19.08.1944), 3 орденами Красного Знамени (12.03.1943, 9.03.1956, 30.12.1956), орденами Отечественной войны 1-й степени (13.07.1945), Красной Звезды (15.11.1950), медалями "За боевые заслуги" (6.11.1945), "За оборону Ленинграда", "За оборону Сталинграда", "за взятие Берлина", "За взятие Кенигсберга", другими медалями.
Биографию подготовил:
Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.
Навечно в сердце народном. 3-е изд., доп. и испр. Минск, 1984