Дунаевский Константин Дмитриевич
Герой Советского Союза
Герой Советского Союза
Дунаевский Константин Дмитриевич — командир звена 47-го гвардейского отдельного разведывательного авиационного полка 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта, гвардии старший лейтенант.
Родился 27 мая 1922 года в городе Ржев Тверской области в семье служащего. Русский. Окончил неполную среднюю школу. Учился в Батайском авиационном училище, работал на Дальнем Востоке.
В 1940 году призван в ряды Красной Армии. В 1941 году окончил Чкаловскую военную авиационную школу. Служил на далеком тыловом аэродроме. В боях Великой Отечественной войны с декабря 1943 года. Попал в отдельный разведывательный полк, выполняющий задания вышестоящих штабов и Главного штаба Военно-Воздушных Сил страны.
Лётный и штурманский состав в полку подобрался крепкий, высококвалифицированный, закаленный в боях. Прошло немного времени, и новичок К.Д. Дунаевский встал в ряд самых опытных, надежных разведчиков.
Одним из первых в полку он стал вылетать на разведку крупных тыловых объектов и в дневное время. По десять раз появлялся его самолёт днём над Берлином, Данцигом, Гдыней, восемь раз над Кенигсбергом, шесть раз над Штеттином и другими городами. После его разведывательных полётов большой урон врагу наносили наши штурмовики и бомбардировщики.
В штабе подсчитали огромный объем работ, выполненных экипажем К.Д. Дунаевского. Им сфотографировано 148 аэродромов, 3646 железнодорожных эшелонов, 1735 зенитных батарей, 925 судов различного тоннажа и много других объектов.
В экипаж кроме Дунаевского входили: лётчик-наблюдатель старший лейтенант Плис Кольгельдиевич Нурпейсов, стрелок-радист старший сержант Сергей Ильич Кононов, уроженец города Торжка, и воздушный стрелок Михаил Захарович Панфилов.
Маленький сплоченный коллектив добивался успеха даже в самых сложных условиях. 15 мая 1944 года при разведке железнодорожных узлов и аэродромов в Белоруссии экипаж попал в трудную, опасную обстановку. У Могилёва гитлеровцы встретили самолёт шквальным зенитным огнём. Но экипаж не сошел с боевого курса, сфотографировал цель.
У Бобруйска разведчиков снова обстреляли. С первого захода сфотографировать объект не удалось. Прямым попаданием вражеского снаряда вывело из строя левый мотор. Несмотря на серьезное повреждение машины, экипаж сделал второй заход и добился своего: цель заснята. Подбитый самолёт возвратился на свой аэродром.
7 сентября 1944 года экипаж проводил разведку восточно-прусских железнодорожных узлов Хайльсберг, Морунген, Алленштейн, Ортельсбург. В районе Ортельсбурга советский самолёт атаковали три истребителя. Долго продолжался неравный бой. Отлично маневрируя и отстреливаясь, экипаж уходил к своей территории, но недалеко от линии фронта был прижат к земле, при этом правый мотор его машины вышел из строя.
Сохранив выдержку, спокойствие, пилот все же перетянул через фронт и сел на переднем крае наших войск — в районе города Осовца. Вражеская артиллерия открыла огонь по приземлившемуся самолёту, но члены экипажа уже успели вынуть из фотоаппаратов отснятые кассеты и укрыться от обстрела.
Член ВКП(б)/КПСС с 1945 года. К апрелю 1945 года командир звена 47-го гвардейского отдельного разведывательного авиационного полка гвардии старший лейтенант К.Д. Дунаевский произвёл 106 боевых вылетов на дальнюю разведку глубоких тылов и объектов обороны противника, из них 10 — в дневных условиях.
При этом 27 боевых вылетов выполнены в сложных метеорологических условиях, при малых высотах с одновременной штурмовкой немецких войск на марше, железнодорожных эшелонов и автоколонн.
В битве за Берлин работы разведчикам добавилось. Иногда приходилось подниматься в воздух по три — пять раз. Так было и 23 апреля 1945 года, за неделю до капитуляции фашистского логова. Трижды экипаж в тот день летал над Берлином, возвращаясь каждый раз с ценными сведениями, помогавшими наземным войскам продвигаться вперёд.
Понадобилось взлететь и в четвертый раз. И Дунаевский с готовностью занял своё место в кабине. И опять он сделал всё, что требовалось, и в штабе получили по рации донесение: "Задание выполнил, иду домой". Но домой он не вернулся. Весь экипаж погиб.
Архивных документов об обстоятельствах гибели и первичном месте захоронения пока не найдено. Увековечен на двух воинских кладбищах: в городе Болеславец (Нижнесилезское воеводство, Польша) и в городе Бад-Фрайенвальде (земля Бранденбург, ФРГ).
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство гвардии старшему лейтенанту Дунаевскому Константину Дмитриевичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Награждён орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени.
В городе Ржев Тверской области на лице, на которой жил Герой, установлена мемориальная доска. В городе Калининград его имя увековечено на мемориале Героям штурма Кёнигсберга.
Биографию подготовил:
Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.
Долгов И.А. Золотые звёзды калининцев. Кн. 2. - М.: Московский рабочий, 1984