Графов Владимир Сергеевич
Герой Советского Союза
Герой Советского Союза
Медаль № 7072
Графов Владимир Сергеевич — командир гвардейского отдельного мотоциклетного батальона 8-го гвардейского механизированного корпуса 1-й гвардейской танковой армии 1-го Белорусского фронта, гвардии майор.
Родился 28 июня 1913 года* в городе Бугульма Татарстана в семье железнодорожника. Русский. В 1927-1931 годах учился в Бугульминском профессионально-техническом училище по специальности "механик тракторов". Трудовую деятельность начал в качестве разъездного механика Бугульминского семсовхоза. В 1931 году работал в Ленинграде на заводе «Красный путиловец» слесарем по сборке тракторных двигателей. Там же окончил рабфак. После возвращения в Бугульму до 1935 года работал слесарем на Бугульминской машинно-тракторной мастерской.
В 1935 году призван в ряды Красной Армии. После демобилизации с 1937 года работал директором Бугульминского отделения Глававтотракторсбыта.
В 1939 году был вторично призван в армию. Принимал участие в боях с японскими милитаристами на реке Халхин-Гол в Монголии. В 1940 году работал директором Бугульминской машинно-тракторной мастерской.
С ноября 1941 по июнь 1942 годов учился в Оренбургском танковом училище. На фронтах Великой Отечественной войны с 23 июня 1942 года. Воевал в составе 6-го (8-го гвардейского) механизированного корпуса 1-й танковой (гвардейской) армии на Калининском, Воронежском, 1-м Украинском, 1-м Белорусском фронтах. Участвовал в боях за города Белый и Ржев, в оборонительном сражении на Курской дуге на Обоянском направлении, в Белгородско-Харьковской, Житомирско-Бердичевской, Проскуровско-Черновицкой, Львовско-Сандомирской, Висло-Одерской, Восточно-Померанской и Берлинской операциях. Член ВКП(б)/КПСС с 1943 года.
19 апреля 1945 года командир гвардейского отдельного мотоциклетного батальона 8-го гвардейского механизированного корпуса гвардии майор В.С. Графов умело руководил отражением контратак врага в районе населённого пункта Марксдорф в десяти километрах юго-западнее города Зелов в Германии. Было уничтожено два танка, четыре орудия и до двух рот пехоты.
20-21 апреля 1945 года, командуя передовым отрядом, подошёл к городу Эркнер, на большой скорости двумя танками прорвался к железнодорожному мосту через канал между озёрами, истребил охрану моста, разминировал его, чем способствовал частям корпуса с ходу преодолеть канал и выйти к пригороду Берлина.
23 апреля 1945 года танковая армия М.Е. Катукова получила приказ командующего фронтом Г.К. Жукова создать специальную группу и в течение ночи захватить берлинские аэропорты Адлерсхоф и Темпельхоф. Дело в том, что, по данным разведки, на этих аэродромах кроме бомбардировочной авиации находились личные самолёты верхушки гитлеровского рейха и нацистской партии, в том числе личный самолёт Гитлера, подготовленный к побегу фюрера.
Захватить Адлерсхоф не представлялось делом особенно трудным - он лежал в полосе наступления танковой армии, километрах в четырёх от линии фронта. Гораздо труднее было подобраться к Темпельхофу. Он находился почти в центре города, километрах в трёх от рейхсканцелярии. Захват Адлерсхофа был поручен группе разведчиков отдельного разведывательного батальона гвардии майора В.С. Графова.
Наиболее сложную часть задания - прорыв к центру Берлина и захват правительственного аэродрома добровольно взял на себя командир батальона гвардии майор В.А. Жуков, не раз участвовавший в разведывательных рейдах и зарекомендовавший себя находчивым командиром.
Разведгруппы должны были уничтожить самолёты на аэродромах и держаться до подхода главных сил. Расчёт строился так, что в суматохе боёв под покровом темноты танкисты и мотострелки сумеют пройти хотя бы часть маршрута неопознанными. Разведчики тщательно изучили по карте улицы и кварталы, через которые им надо будет пробираться к аэродромам.
Примерно в час ночи сапёры под прикрытием сильного артиллерийского огня навели переправу через реку Шпрее. Первой перебралась на противоположный берег группа В.С. Графова. Через час она благополучно достигла цели, неожиданно нагрянула на аэродром Адлерсхоф и уничтожила 70 самолётов. Правда, после этого разведгруппа, попав в окружение, вынуждена была вести бои с превосходящими силами противника. Но на помощь ей уже спешила бригада А.М. Темника.
В более сложном положении оказался гвардии майор В.А. Жуков. Он привёл своих разведчиков к каналу Тельтов, с боем переправился через него и вышел к аэродрому с южной стороны. Между тем, В.С. Графов, дождавшись подхода бригады А.М. Темника, тоже поспешил на помощь товарищам. Но едва оба отряда соединились на аэродроме, как гитлеровцы опомнились и бросили против них танки и мотопехоту.
Двое суток дрались разведгруппы на аэродроме, отбивая атаки превосходящего противника. Разведчикам удалось продержаться до подхода своих войск.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 мая 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с
немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство гвардии майору Графову Владимиру Сергеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".
До 1956 года подполковник В.С. Графов продолжал службу в армии. После выхода в запас жил в Казани. Работал директором Казанской межрайонной мастерской капитального ремонта, старшим инженером "Ремуправления", директором Ремонтно-механических мастерских топливной промышленности, директором Центральных мастерских и председателем группкома профсоюза треста «Каздорстрой».
Скончался 9 декабря 1991 года. Похоронен на Самосыровском кладбище города Казань.
Награжден орденом Ленина, орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями.
В Бугульме установлен бюст Героя.
Биографию подготовил:
Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.
Катуков М.Е. На острие главного удара. Изд. 2-е, испр. М., 1976