Павлов Михаил Никитович
Герой Советского Союза
Герой Советского Союза
Павлов Михаил Никитович – штурман эскадрильи 128-го бомбардировочного авиационного полка 241-й бомбардировочной авиационной дивизии 3-го бомбардировочного авиационного корпуса 16-й воздушной армии Центрального фронта, старший лейтенант.
Родился в 1919 году в деревне Липовец Ливенского района Орловской области в семье крестьянина. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1943 года. Окончил семь классов неполной средней школы. Работал в колхозе.
В 1939 году призван в ряды Красной Армии. В 1940 году окончил Краснодарское военное авиационное училище штурманов. В боях Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Воевал на Центральном фронте.
Штурман эскадрильи 128-го бомбардировочного авиационного полка старший лейтенант М.Н. Павлов совершил 213 боевых вылетов на штурмовку скоплений войск противника. 6 октября 1943 года погиб при бомбардировке железнодорожной станции Гомель, где уничтожил более 50 вагонов с грузом и склад горючего. Похоронен в селе Перепис Городнянского района Черниговской области.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 апреля 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования по уничтожению живой силы и техники противника и проявленные при этом мужество и героизм старшему лейтенанту Михаилу Никитовичу Павлову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Награжден двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, медалями.
Улица в селе Перепис носит его имя.
СОКРУШИТЕЛЬНЫЙ УДАР
Железнодорожные пути станции забитыми эшелонами с боевой техникой. Отсюда гитлеровцы пополняют танками, самоходными орудиями, боеприпасами и живой силой части, пытающиеся остановить наступление полков Красной Армии. Восьмой день идут ожесточённые бои. Враг принимает все меры к тому, чтобы остановить наступающих и восстановить прежний рубеж обороны по Днепру.
Уничтожить резервы врага сокрушительным ударом с воздуха поручено группе самолётов 128-го Калининского бомбардировочного полка 241-й бомбардировочной авиационной дивизии. Командиром группы назначен лётчик старший лейтенант А.А. Свиридов, штурманом — старший лейтенант М.Н. Павлов.
Назначая этих авиаторов, командование полка было уверено в выполнении ими ответственного задания. Порукой этому были их отличные боевые характеристики, лётчики в совершенстве владели своими военными специальностями: первый — пилотированием в любых условиях погоды, маневрированием в зоне вражеского артиллерийского зенитного огня, умением быстро строить эскадрилью при отражении атак вражеских истребителей, а второй — безошибочными расчётами расстояния и определения целей по карте, времени полёта и уничтожением целей с горизонтального полёта и с пикирования. На счету обоих офицеров числились десятки уничтоженных танков, самоходных орудий, много складов с боеприпасами, горючим и сотни вражеских солдат и офицеров.
Участвуя в боях с первого дня Великой Отечественной войны, они по две сотни раз поднимались в воздух и сбрасывали свой смертоносный груз на головы гитлеровцев. Особенно напряжёнными были бои у городов Гродно, Лиды, Минска, под Москвой. За мужество и отвагу в 1941 и 1942-м годах они дважды награждались орденами Красного Знамени, а в 1943 году за отличное выполнение боевых задач под городами Касторное, Кромы, на станции Шаблыкино, на Курском выступе, затем под Белгородом — ордена Ленина украсили грудь одного и другого.
6 октября 1943 года с полевого аэродрома, расположенного на востоке Черниговской области, навстречу восходящему солнцу поднялась девятка "петляковых" и, развернувшись на запад, направилась на выполнение боевого приказа.
…— Приближаемся к цели, — предупредил штурман флагмана по радио и условным кодом передал всем ведомым. Почти в ту же минуту стена разрывов зенитных снарядов встала перед строем группы бомбардировщиков.
— Делай, как я! — передал Свиридов, и флагманский самолёт начал противозенитный маневр. То же самое проделали и остальные. Выйдя из зоны зенитного огня, самолёты оказались над целью. Первым в пике пошёл самолёт Свиридова. Сброшены бомбы. Видны взрывы между эшелонами. Опрокинуто несколько платформ с танками. От бомб, скинутых с других самолётов девятки, разбито несколько паровозов, разрушены стрелки железнодорожных путей. Потоки бензина, льющегося из пробитых цистерн, загорелись, пламя распространилось на вагоны, из которых в панике выскакивают гитлеровские солдаты, их расстреливают "петляковы" из своих пулемётов и пушек.
Второй заход. Снова противозенитные маневры. Группа опять у цели. Теперь уже вся станция охвачена огнём.
Как всегда, технический состав, обслуживающий боевые самолёты, не уходил с аэродрома. Все были уверены, что и на этот раз боевой приказ будет выполнен блестяще. И вот один за другим садятся восемь "петляковых". Все в тревожном недоумении. Почему первым не сел флагманский самолёт? Что со Свиридовым и Павловым?
Через несколько минут все уже знали, что во время повторной бомбардировки станции при выходе из пике в самолёт попал зенитный снаряд, осколками тяжело ранило Свиридова, он упал на штурвал. Павлов пытался взять управление на себя и, ориентируясь по железной дороге, довести машину "домой". Ведомые увидели, что флагманский самолёт летит, как неуправляемый, потом резко пошёл на снижение, теряя высоту и скорость.
"Что случилось?" — запрашивали по радио ведомые. Свиридов не отвечал. И вдруг включился передатчик, в шлемофонах прозвучал голос Павлова: "Командир смертельно ранен, пытаюсь вести самолёт. Товарищи…" Тут все увидели, как самолёт врезался в землю недалеко от села Перепис Городнянского района на освобождённой уже земле Черниговщины.
Представляя к награде старших лейтенантов А.А. Свиридова и М.Н. Павлова, командование полка докладывало: "Боевой приказ выполнен… Уничтожено более пятидесяти вагонов с вражеской пехотой, склады с горючим, боеприпасами, платформы с танками, цистерны с горючим…"
Биографию подготовил:
Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.
Юные герои Витебщины. Минск, 1980