Лобанов Евгений Александрович
Герой Советского Союза
Герой Советского Союза
Медаль № 2850
Лобанов Евгений Александрович – командир эскадрильи 5-го гвардейского минно-торпедного авиационного полка 1-й минно-торпедной авиационной дивизии ВВС Черноморского флота, гвардии капитан.
Родился 5 января 1916 года в городе Павловский Посад Московской области в семье рабочего. Русский. Жил и учился в Москве. Окончил рабфак при МВТУ имени Н.Баумана.
В Военно-Морском Флоте с 1935 года. В 1938 году окончил Ейское военно-морское авиационное училище. Служил в ВВС Черноморского флота.
Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Был пилотом, командиром звена, командиром эскадрильи, заместителем командира полка. Летал на самолётах ТБ-3 и ДБ-3. Участвовал в бомбардировках румынских баз Констанца и Плоешти, обороне Одессы и Севастополя, Керчи и Тамани. С 1943 года участвовал в освобождении Кубани и Таманского полуострова. В 1944 году воевал в небе Крыма, участвовал в освобождении Румынии и Болгарии.
Командир эскадрильи 5-го гвардейского минно-торпедного авиационного полка гвардии капитан Лобанов к ноябрю 1943 совершил 235 боевых вылетов на бомбардировку военно-морских баз и портов противника, на дальнюю разведку и сопровождение кораблей в море, на доставку партизанам Крыма оружия, боеприпасов и продовольствия. Потопил 7 транспортов. Со своим экипажем сбил 2 истребителя противника.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 января 1944 года за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками гвардии капитану Лобанову Евгению Александровичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 2850).
С 1946 года гвардии капитан Е.А.Лобанов — в запасе. Жил в Ташкенте. Работал на текстильном предприятии. Умер 18 февраля 1974 года. Похоронен в Ташкенте.
Награждён орденом Ленина (22.01.44), 3 орденами Красного Знамени (29.01.42; 10.06.43; 18.05.45), медалями.
Фото предоставил Андрей Рожков
В ночь на 23 июня 1941 года группа советских самолётов атаковала военные объекты румынского города-порта Констанца. Фугасные и зажигательные бомбы падали на цели довольно точно. За штурвалом оной из краснозвёздных машин был лётчик Евгений Лобанов. Впервые бомбил он не условного, а настоящего противника.
В течение дня ещё дважды появлялись лётчики-черноморцы над Констанцей, возвращались к Сулине и – снова на цель. После этого срочно потребовалось установить фактические разрушения в Констанце. Произвести разведку поручили Лобанову. Несмотря на зенитный огонь и появление истребителей противника, он сфотографировал базу и растворился в море.
За первый месяц войны Лобанов совершил более 15 вылетов на Констанцу и Плоешти. Вылеты эти были сопряжены с немалыми опасностями. Несколько раз подвергался нападению «мессершмиттов» бомбардировщик Лобанова. Лётчик действовал в такие минуты решительно, искусно маневрировал. Был случай, когда вконец разъярённый фашист, пикируя на низколетящую машину Лобанова, сам врезался в волны.
В первых числах августа 1941 года Лобанов участвовал в операции по выводу из строя Чернаводского моста через Дунай, по которому кроме железнодорожной магистрали проходила трасса нефтепровода Плоешти-Констанца. Мост надо было бомбить с пикирования, но бомбардировщики ТБ-3 пикировать не умели. У истребителей же И-16 недостаточно горючего для такой дальней дороги. И тогда Лобанов проявил военно-инженерную смекалку. Под крылья самолёта с помощью техников на специально изготовленных креплениях Лобанов подвесил… пару «ястребков» И-16. При подходе к Георгиевскому гирлу от «авиаматки» ТБ-3 истребители отцепились, и каждый решал задачу самостоятельно. Лобанов после этого кружил над мостом, вызывая на себя огонь зениток, и тоже сбрасывал бомбы. Задание было успешно выполнено: лётчики разрушили 2 фермы моста и в нескольких местах повредили нефтепровод.
Кроме этого Лобанов летал фотографировать мост. При возвращении «завернул» на фарватер, интенсивно используемый противником, где обнаружил караван вражеских судов. Немедленно была послана радиограмма на землю, а серия бомб полетела на самое большое судно.
С середины августа 1941 года Лобанов самоотверженно защищал Одессу, блокированную противником с суши. Он бомбил скопления фашистских войск, вёл воздушную разведку, в том числе и на морских фарватерах.
С октября 1941 года началась оборона Севастополя. Лобанов поддерживал с воздуха корабли, которые шли на помощь защитникам города, бомбил фашистские суда, разведывал опаснейшие участки фронта, вёл воздушные бои. В одном из таких боёв его экипажу удалось сбить 2 «мессершмитта». А в другом он реактивными снарядами отправил на дно фашистскую баржу с боевой техникой.
В 1942 году Лобанов защищал Тамань, неоднократно бомбил Керчь. Долго вспоминали на флоте массированный удар по скоплению вражеских судов в Керченском порту. Большая группа наших ДБ-3 встретилась близ цели с вражескими истребителями. Организованно отбиваясь от атак врага, советские лётчики прорвались к порту и нанесли меткий бомбовый удар. В той группе находился и Лобанов. После бомбардировки он фотосъёмкой зафиксировал поражение плавсредств противника. В числе других лётчиков за этот налёт Лобанов был награждён орденом Красного Знамени.
Удачно проводили черноморские авиаторы операции по уничтожению фашистских самолётов на земле. Однажды разведчики, в том числе и Лобанов, установили, что на аэродроме в районе Майкопа скопилось большое число «юнкерсов». Разработан был план с одновременной высадкой десанта. В группе бомбардировщиков летел на цель и Лобанов. Черноморцы выполнили задание – уничтожили и повредили более 20 вражеских машин.
В апреле 1943 года был выдающийся полёт на Анапу. В тот день группа ДБ-3 наносила удар по плавсредствам и порту: один экипаж для дезинформации бомбил аэродром противника. Лобанову предстояло стать «фонарщиком» - выхватить порт из темноты светящимися бомбами. Зенитки били по его самолёту, но от него стали отделяться фигурки парашютистов. Десант. Но это были лишь манекены, имитирующие парашютистов. Вражеский огонь рассредоточился по ним. А в это время наши лётчики нанесли основной удар по порту !
Много подобных полётов было у Лобанова. И после присвоения ему звания Героя Советского Союза в январе 1944 года он продолжал свою боевую работу.
Лётчики-торпедоносцы освоили комбинированные удары по кораблям противника. В августе 1944 года 4 машины вылетели на задание, 2 – с торпедами, 2 – с бомбами. Ведущим второй пары был гвардии капитан Лобанов. Он нанёс так называемый топмачтовый удар: бомбы, сброшенные низколетящим самолётом, срикошетировали от воды и врезались в борт корабля. После этого торпедоносцы окончательно завершили маршрут фашистского транспорта, пустив его на дно.
Чёрное море Евгений Александрович Лобанов никогда не забывал и после войны. Часто приезжал из далёкого Ташкента туда, где прошла его боевая молодость…
Биографию подготовил:
Герои огненных лет. Книга 7. М.: Московский рабочий, 1984
Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.