Живолуп Михаил Андреевич
Герой Советского Союза
Герой Советского Союза
Медаль № 1125
Орден Ленина № 15259
Живолуп Михаил Андреевич – командир 126-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка (4-я гвардейская бомбардировочная авиационная дивизия, 1-й гвардейский бомбардировочный авиационный корпус, 1-я воздушная армия, Западный фронт), гвардии подполковник.
Родился 9 (22) июля 1909 года на хуторе Ковшаровка Купянской волости Купянского уезда Харьковской губернии (ныне посёлок в черте города Купянск Харьковской области, Украина). Украинец. В 1925 году окончил 7 классов школы в посёлке Купянск-Узловой (ныне в черте города Купянск). В 1922 – 1924 годах работал учеником сапожника (в летние месяцы), в 1925–1929 годах – грузчиком на угольном складе железнодорожной станции Купянск-Узловая.
В армии с ноября 1929 года. До сентября 1930 года служил красноармейцем 17-го Тимковичского погранотряда войск ОГПУ (ныне Копыльский район Минской области, Беларусь).
В ноябре 1933 года окончил Белорусскую объединённую военную школу (город Минск), в декабре 1935 года – Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. С декабря 1935 – командир звена 10-й легкобомбардировочной авиаэскадрильи, в апреле 1938 – декабре 1940 – комиссар авиаэскадрильи и помощник командира авиаэскадрильи 10-го бомбардировочного авиационного полка (в Ленинградском военном округе; город Красногвардейск, ныне город Гатчина Ленинградской области). Летал на Р-5 и СБ.
Участник советско-финляндской войны: в ноябре 1939 – марте 1940 – помощник командира авиаэскадрильи 10-го скоростного бомбардировочного авиационного полка. Воевал в составе ВВС 7-й армии (декабрь 1939 – январь 1940) и ВВС 13-й армии (январь – март 1940). Участвовал в боях на Карельском перешейке и прорыве лини Маннергейма. Совершил несколько десятков боевых вылетов на бомбардировщике СБ.
В июне 1941 года окончил Липецкие курсы усовершенствования командиров авиаэскадрилий.
Участник Великой Отечественной войны: в июне 1941 – марте 1943 – заместитель командира авиаэскадрильи и командир авиаэскадрильи 10-го бомбардировочного авиационного полка, с марта 1943 – командир 224-го (с сентября 1943 года – 126-го гвардейского) бомбардировочного авиационного полка. Воевал на Северном (июнь – август 1941), Ленинградском (август 1941 и апрель – июнь 1942), Волховском (январь – апрель 1942 и июнь – июль 1942), Донском (декабрь 1942 – февраль 1943), Центральном (февраль – март 1943), Воронежском (март – апрель 1943), Северо-Кавказском (апрель – июль 1943), Западном (июль – декабрь 1943), 3-м Белорусском (май – июль 1944), 1-м Прибалтийском (июль 1944 – январь 1945), 2-м Прибалтийском (январь – апрель 1945) и Ленинградском (апрель – май 1945) фронтах.
Участвовал в обороне Ленинграда, Сталинградской битве, освобождении Тамани, Орловской, Спас-Деменской, Смоленской, Минской, Рижской и Мемельской операциях, блокировании курляндской группировки противника и Земландской операции.
25 июля 1941 года при выполнении боевого задания его самолёт был подбит в воздушном бою. Сумел довести горящий СБ до своей территории, после чего вместе с экипажем покинул его на парашютах. Получил контузию и ожоги лица.
За время войны совершил 157* боевых вылетов (22 – на бомбардировщике СБ и 135 – на бомбардировщике Пе-2) для нанесения ударов по живой силе и технике противника, в 47 воздушных боях лично сбил 1 вражеский самолёт.
За образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство гвардии подполковнику Живолупу Михаилу Андреевичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 сентября 1943 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»**.
После войны до марта 1948 года продолжал командовать 126-м гвардейским бомбардировочным авиационным полком (в Прибалтийском военном округе; город Кедайняй, Литва). Летал на Пе-2 и Ту-2.
В декабре 1948 года окончил Липецкие высшие офицерские лётно-тактические курсы. В январе – декабре 1949 – командир 128-го (с февраля 1949 года – 985-го) бомбардировочного авиационного полка (в Группе советских войск в Германии; аэродром Вернойхен), в декабре 1949 – мае 1952 – командир 140-й бомбардировочной авиационной дивизии (в Группе советских войск в Германии; аэродром Вернойхен). Летал на Пе-2. Военный лётчик 3-го класса (31.10.1950).
В декабре 1954 года окончил Высшую военную академию (Военную академию Генерального штаба). В декабре 1954 – декабре 1960 – командир 268-й бомбардировочной авиационной дивизии (в Ленинградском военном округе). Летал на Ил-28. С декабря 1960 года генерал-майор авиации М.А. Живолуп – в запасе.
С 1961 года работал в Северном территориальном управлении ГВФ, в 1965–1980 годах – в ленинградском аэропорту «Пулково» инструктором на тренажёрах и дежурным по стоянке самолётов.
Жил в городе Ленинград (ныне Санкт-Петербург). Умер 11 июня 1991 года. Похоронен в Санкт-Петербурге на Южном кладбище.
Награждён 2 орденами Ленина (28.09.1943; 26.10.1955), 3 орденами Красного Знамени (19.05.1942; 12.05.1945; 15.11.1950), орденом Суворова 3-й степени (08.08.1944), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (20.09.1947; 11.03.1985), орденом Отечественной войны 2-й степени (10.02.1943), 3 орденами Красной Звезды (07.04.1940; 03.11.1944; 14.08.1957), медалями.
Воинские звания:
старший лейтенант (17.07.1937)
капитан (29.04.1940)
майор (16.04.1942)
подполковник (22.07.1943)
полковник (07.10.1949)
генерал-майор авиации (27.08.1957)
Примечания:
1) В лётной книжке М.А. Живолупа указано 289 боевых вылетов, выполненных за время Великой Отечественной войны. Однако в это число ошибочно включены не только боевые вылеты, но и все остальные (тренировочные, инспекторские, перелёты с аэродрома на аэродром и пр.). Аналогичным образом в лётной книжке некорректно подсчитаны 67 боевых вылетов, выполненных М.А. Живолупом во время советско-финляндской войны 1939-1940;
2) Награждён за выполнение 107 боевых вылетов (на сентябрь 1943 года).
В статье использованы фото из фондов Музея морской авиации ВМФ России при Военно-морской академии имени Н.Г. Кузнецова.
4 июля 1941 года в составе эскадрильи М.А.Живолуп вылетел на бомбардировку колонны вражеских танков, двигавшихся к Ленинграду по шоссе Резекне – Остров. Атакованные ещё при подходе к цели шестеркой «мессершмиттов», экипажи советских бомбардировщиков сбили два фашистских истребителя, затем нанесли удар по танковой колонне врага. В результате 3 гитлеровских танка были уничтожены. В этом бою, после героической гибели командира эскадрильи, капитан М.А.Живолуп принял командование на себя, и успешно справился с боевой задачей.
В один из дней героической обороны Ленинграда командира эскадрильи 10-го Краснознамённого бомбардировочного авиационного полка Михаила Живолупа пригласил к себе 1-й секретарь Ленинградского обкома и горкома ВКП(б), член Военного совета Ленинградского фронта А.А.Жданов. Он поставил задачу: на аэродроме под Псковом гитлеровцы сосредоточили крупную группировку авиации, которая должна наносить бомбовые удары по Ленинграду. Её во что бы то ни стало нужно уничтожить. На рассвете следующего дня капитан М.А.Живолуп вылетел на вражеский аэродром одной эскадрильей и сжёг на нём 39 фашистских самолетов! Позже эту цифру подтвердили партизаны.
126-й гвардейский бомбардировочный авиационный полк под командованием подполковника М.А.Живолупа принимал активное участие в Вильнюсской наступательной операции войск 3-го Белорусского фронта, в ходе которой 5 июля 1944 года был освобождён белорусский город Молодечно. После успешного выполнения этой боевой операции, приказом Верховного Главнокомандующего 126-й гвардейский бомбардировочный авиационный полк получил почётное наименование «Молодечненский», а вскоре был награждён орденом Александра Невского.
Описание подвига Героя предоставлено
Николаем Васильевичем Уфаркиным (город Уфа).
Биографию подготовил:
Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.
Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.
Документы на сайте «Подвиг народа»
Подвиги во имя Отчизны. - 2-е изд.,- Харьков: "Прапор", 1985.
Учётно-послужная карта