Гризодубова Валентина Степановна
Герой Советского Союза, Герой Социалистического Труда
Герой Советского Союза, Герой Социалистического Труда
Медаль № 104
Орден Ленина № 3726
Медаль № 20578
Орден Ленина № 433782
Гризодубова Валентина Степановна – командир экипажа самолёта АНТ-37 «Родина», первая женщина, удостоенная звания Герой Советского Союза;
заместитель начальника Московского научно-исследовательского института приборостроения по лётным испытаниям, единственная женщина, удостоенная двух высших степеней отличия – Героя Советского Союза и Героя Социалистического Труда.
Родилась 14 (27) апреля 1909 года* в губернском городе Харьков (ныне – областной центр Украины) в семье авиаконструктора и изобретателя Степана Васильевича Гризодубова. Украинка.
В 1927 году окончил 2 курса Харьковского технологического института. В 1929 году окончила Пензенскую лётную школу Осоавиахима. В 1930-1934 годах работала планеристом-инструктором и лётчиком-инструктором в Тульской и Московской лётных школах Осоавиахима. В 1934-1939 годах – лётчик агитэскадрильи имени М. Горького на Центральном аэродроме в Москве.
В 1937 году на самолётах УТ-1, УТ-2 и АИР-12 установила 5 мировых авиационных рекордов высоты, скорости и дальности полёта.
24-25 сентября 1938 года в качестве командира экипажа на самолёте АНТ-37 «Родина» (второй пилот – П. Д. Осипенко, штурман – М. М. Раскова) совершила беспосадочный перелёт из Москвы на Дальний Восток (посёлок Керби, Хабаровский край), установив мировой женский авиационный рекорд дальности полёта по прямой - 5.908,61 км (за 26 часов 29 минут покрыто расстояние в 6.450 километров).
За осуществление героического беспосадочного дальнего перелёта по маршруту Москва – Дальний Восток, установление женского международного рекорда дальности полёта по прямой и за проявленное при этом выдающееся мужество и выдержку Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 ноября 1938 года Гризодубовой Валентине Степановне присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. После учреждения знака особого отличия 4 ноября 1939 года ей вручена медаль «Золотая Звезда».
С 1939 года – начальник Управления международных воздушных линий СССР. В 1940-1941 годах одновременно училась в Академии Гражданского воздушного флота (ГВФ). В армии с июня 1941 года.
Участник Великой Отечественной войны: в июне 1941 – апреле 1942 – командир корабля Московской авиагруппы особого назначения ГВФ, в мае 1942 – мае 1944 – командир 101-го транспортного авиационного полка (с июля 1942 года – 101-го авиационного полка дальнего действия). За время войны совершила около 200 боевых вылетов (в том числе 132 – ночью) на самолёте Ли-2 для доставки боеприпасов и военных грузов на передовую и 2 ночных боевых вылета к партизанам Украины.
С июля 1946 года полковник В. С. Гризодубова – в запасе. С октября 1946 года – заместитель начальника НИИ-17 по лётной части. Лично принимала участие в испытательных полётах по испытанию и доводке разрабатываемого в НИИ-17 радиолокационного оборудования. В 1963-1972 – начальник Научно-исследовательского лётно-испытательного центра Министерства радиопромышленности СССР. С октября 1972 года – заместитель начальника Московского научно-исследовательского института приборостроения по лётным испытаниям.
За большие заслуги в развитии авиации и в связи с семидесятипятилетием со дня рождения Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 января 1986 года Гризодубовой Валентине Степановне присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва (в 1937-1946 годах).
Жила в Москве. Умерла 28 апреля 1993 года. Похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве.
Полковник (1943). Награждена 2 орденами Ленина (02.11.1938; 6.01.1986), орденом Октябрьской Революции (26.04.1971), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (12.03.1943; 11.03.1985), орденами Трудового Красного Знамени (25.12.1936), Красной Звезды (19.12.1937), медалью «Партизану Отечественной войны» 1-й степени (05.06.1943), другими медалями.
Почётный гражданин города Пенза (1965).
В Москве установлен памятник В. С. Гризодубовой, а на доме, в котором она жила – мемориальная доска. В Комсомольске-на-Амуре на доме, в котором в октябре 1938 года жил экипаж самолёта «Родина», установлена мемориальная доска. Её имя носят улицы в городах Москва, Владивосток, Екатеринбург, Курган, Новосибирск, Омск, Пенза, Ростов-на-Дону, Смоленск, Ставрополь, других городах и посёлках России, а также в Донецк (Украина) и Алма-Ата (Казахстан); гимназия №293 в Красносельском районе Санкт-Петербурга, на здании которой установлена аннотационная доска (2023). В 1972 году в Харькове в квартире Гризодубовых был открыт Музей истории авиации. Имя В. С. Гризодубовой было присвоено 103-му гвардейскому военно-транспортному авиационному Красносельскому Краснознамённому полку (дислоцировался в Смоленске, в октябре 2009 года был расформирован).
Примечание: Официальная дата рождения В. С. Гризодубовой – 31 декабря 1910 (13 января 1911) года. Точная дата (14 апреля 1909 года по старому стилю) обнаружена директором Музея Гризодубовых в Харькове В. Е. Власко.
Биографию подготовил:
Бессмертен подвиг их высокий. - Тула: Приокское кн. изд., 1983
Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.
Герои Советского Союза и России, полные кавалеры ордена Славы Северного АО г. Москвы. М., 2003
Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.
Документы Государственного архива Российской Федерации
Московский некрополь Героев. Том 1. – Москва, 2011.
Подвиги во имя Отчизны. - 2-е изд.,- Харьков: "Прапор", 1985.