Муравицкий Лука Захарович
Герой Советского Союза
Герой Советского Союза
Муравицкий Лука Захарович - лётчик 29-го истребительного авиационного полка 31-й смешанной авиационной дивизии Ленинградского фронта, старший лейтенант.
Родился 31 декабря 1916 года в деревне Долгое Старобинского (ныне Солигорского) района Минской области в семье крестьянина. Белорус. Окончил 6 классов. В 1932 году переехал в Москву, где окончил школу ФЗУ, а затем работал слесарем на заводе. Около года работал на станции «Площадь Революции» Московского метрополитена. Окончил аэроклуб.
В Красной Армии с 1937 года. Член ВКП(б) с 1938 года. В 1939 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. Служил на Дальнем Востоке, затем в Московском военном округе.
В действующей армии с июня 1941 года. Участвовал в воздушных боях под Москвой, а затем под Ленинградом.
Старший лейтенант Муравицкий Л.З., обороняя Ленинград, сбил лично 3 и в группе 9 самолётов. 3 сентября 1941 года на самолёте И-16 таранил воздушного разведчика противника. Совершил посадку на повреждённом самолёте.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 октября 1941 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм старшему лейтенанту Муравицкому Луке Захаровичу присвоено звание Героя Советского Союза.
Погиб в воздушном бою 30 ноября 1941 года на подступах к Ленинграду. Всего сбил лично 10 и в группе 37 самолётов противника.
Награждён орденом Ленина.
Похоронен в деревне Капитолово Всеволожского района Ленинградской области. Его именем названа улица в деревне Долгое.
Детство Луки Муравицкого прошло в деревне под Минском. Отец батрачил на кулаков. Приходилось батрачить и детям, а их было 8 в семье.
В 1929 году отец послал Луку в Москву к дяде, Алексею Карповичу Левчику — старому большевику-подпольщику. После знакомства со столицей, Муравицкий пошёл учиться в школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), а затем был распределён слесарем на механический завод. Тогда же без отрыва от производства стал учиться в Московском аэроклубе, сначала в группе парашютистов, а затем планеристов.
В начале 1937 года перешёл работать в метрополитен, на станцию «Площадь Революции». Весной того же года Муравицкий получил в аэроклубе звание инструктора парашютного спорта. А осенью по путевке столичной комсомольской организации Лука был направлен в Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков.
После окончания школы младший лейтенант Муравицкий уехал служить на Дальний Восток. Но недолго пришлось летать ему там. Вскоре авиачасть перебазировалась в Московский военный округ. Перед войной Муравицкий успел жениться.
С июня 1941 года лейтенант Муравицкий участвовал в боях на дальних подступах к столице. В одном из июльских боёв в районе Могилёва Муравицкий был ранен. Врачи восстановили здоровье лётчика, он вернулся в родной полк и с ещё большей ненавистью дрался с врагом. Через некоторое время на истребителе И-16 он уже сражался под Ленинградом.
3 сентября 1941 года Муравицкому поручили одному прикрыть железнодорожную станцию под Ленинградом, где шла разгрузка эшелона с боеприпасами. Пока шла разгрузка, лётчик зорко следил за воздушной обстановкой в районе железнодорожной станции. Когда он делал разворот над западной окраиной станции, в промежутке между ярусами облаков показался немецкий бомбардировщик «Хейнкель-111». Муравицкий резко послал сектор газа вперёд и устремился наперерез фашистскому самолёту. Длинная пулемётная очередь, ударившая по застекленной кабине бомбардировщика, вынудила фашистского лётчика развернуться. Последовала вторая атака Муравицкого. «Хейнкель», круто снижаясь, стал уходить.
Лётчик догнал гитлеровца и вновь открыл огонь короткими очередями. И вдруг привычная дробь бортового оружия оборвалась. Стало ясно: кончились боеприпасы. Тогда Муравицкий решил таранить врага. Добавил обороты. Не уменьшая скорости, советский лётчик приблизил блестящий диск своего винта под самый хвост фашистской машины. Рывок, и винт истребителя рассёк металл хвостового оперения вражеского самолёта. В этот момент Муравицкий и сам ударился головой о прицел, разбил переносицу. Потеряв скорость, истребитель вошёл в штопор. В глазах поплыли оранжевые круги. Собрав силы, лётчик с большим трудом прекратил вращение машины и вывел её из крутого пикирования. Но лететь дальше он не мог. Не выбирая места для приземления, Муравицкий выпустил щитки и с ходу посадил свой израненный «ястребок» на фюзеляж рядом со станцией. Гитлеровцы нашли себе могилу по другую сторону железнодорожных путей. Люди, разгружавшие эшелон, бросились к истребителю и помогли раненому лётчику выбраться из кабины.
Подлечившись, Муравицкий вернулся в родной полк. И снова бои. По пять-шесть раз за день поднимался в воздух навстречу врагу.
Через 4 месяца после начала войны, 22 октября 1941 года, Указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение боевых заданий, за мужество и отвагу Лука Захарович Муравицкий был удостоен звания Героя Советского Союза.
Боевая слава Муравицкого разнеслась по всему Ленинградскому фронту. О его боях рассказывали молодым лётчикам, опыт мастера изучали в других частях.
Однажды командиру звена лётчиков-истребителей старшему лейтенанту Муравицкому и двум его ведомым поручили чрезвычайно ответственное задание — сопровождать транспортные самолёты Ли-2, вывозившие из Ленинграда на Большую землю женщин, стариков, детей. Боевых машин в первые месяцы войны не хватало, поэтому приходилось летать на сопровождение лишь двум-трем самолётам. Днём раньше Муравицкий прикрывал группу Ли-2, которая доставила в блокированный Ленинград продовольствие.
Фашистские истребители прилагали немало усилий, чтобы помешать снабжению города-героя по «воздушному мосту». Почти в каждом вылете нашим лётчикам приходилось вести бои с численно превосходящими истребителями противника. Муравицкий уже успел сбить несколько вражеских самолётов.
Сопровождать Ли-2 нелегко: слишком они тихоходны. Поэтому приходилось всё время делать манёвры на минимальной скорости и на небольшой высоте.
Особенно внимательно надо было следить за воздухом в районе станции Мга. Обычно здесь фашисты нападали на наши самолёты. Вот и сегодня не успели 3 наших лётчика ввести свои машины в правый разворот, как внезапно вывалились из облаков сначала 3, а затем еще пара «мессершмиттов». Не теряя ни секунды, Муравицкий бросился на замыкающий вражеский самолёт. Когда фашист оказался в перекрестии прицела, Муравицкий нажал на гашетки. Короткие полосы трассирующих снарядов и пуль прервали свой бег на кабине фашистской машины. Она задымила, мелькнули чёрные кресты на плоскостях падающей машины. В воздухе повис купол парашюта.
Только теперь фашистские лётчики заметили наши истребители. Набирая высоту, они скрылись в облаках, а Муравицкий и его ведомые стали догонять ушедшие вперёд Ли-2. Они знали, что «мессершмитты» обязательно попытаются напасть на наши безоружные транспортные самолёты.
Прошло несколько минут, и вновь появились вражеские истребители. Муравицкий успел занять выгодную позицию и своим огнём прервал атаку противника. «Мессершмитты» отвернули и, разбившись на пары, снова устремились в атаку, но уже с двух сторон. Они хотели зажать наши истребители в клещи и лишить их манёвра.
Муравицкий смело ринулся навстречу двум «мессерам», находившимся справа, а его ведомые атаковали другую вражескую пару слева. Выйдя из лобовой атаки, Муравицкий заметил, что один из «мессеров» зашёл в хвост машины правого ведомого. Командир звена бросился на помощь, ударил из пулемётов. Но едва он развернулся, как сам оказался под вражеским прицелом. Машину прошила пушечная очередь. Муравицкий почувствовал резкий удар в голову. Брызнули осколки плексигласа от фонаря кабины. За ворот гимнастерки потекла кровь.
Драться становилось всё труднее. Фашистские лётчики поняли, что машина Муравицкого подбита, и накинулись на неё со всех сторон, сосредоточив на краснозвёздном истребителе весь огонь. Превозмогая боль, собрав все силы, командир звена продолжал сражаться. Лишь когда наши Ли-2 скрылись из виду и находились в безопасности, Муравицкий оторвался от противника и под прикрытием боевых друзей вернулся на аэродром. Прямо из самолёта его увезли в полевой госпиталь.
Однополчан восхищали в действиях командира звена не только трезвый расчёт, храбрость, но и готовность идти на все, чтобы одержать победу над врагом.
На один из декабрьских дней 1941 года был назначен приём М.И.Калининым в Кремле Героев Советского Союза и кавалеров других орденов для награждения их высокими наградами Родины. Муравицкий должен был быть на награждении. «Золотая Звезда» за № 547 ждала его в Москве. Но лётчик не прибыл на награждение. И медаль вскоре нашла другого Героя.
30 ноября 1941 года лётчик-истребитель Лука Захарович Муравицкий в последний раз преградил путь врагу к Ленинграду.
Биография дополнена Валерием Воробьёвым
.
Биографию подготовил:
Архипов П.П. Сияние звёзд. - М.: ДОСААФ, 1971
Бессмертные подвиги. - М.: Воениздат, 1980
Буров А.В. Твои Герои, Ленинград. 2-е изд., доп. Л.: Лениздат, 1970
Воздушный мост над Ладогой. - Л.: Лениздат, 1984
Герои огненных лет. Книга 2. М.: Московский рабочий, 1976
Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.
За чистое небо. - Л.: Лениздат, 1978
На грани возможного. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: "Лимб", 1993.
Руденко С.И. Крылья победы. - М.:Международные отношения, 1985
Советские асы. - М.: "Восточный фронт", 1996.