Никитин Алексей Иванович
Герой Советского Союза
Герой Советского Союза
Медаль № 922
Орден Ленина № 13137
Никитин Алексей Иванович – командир звена 153-го истребительного авиационного полка (5-я смешанная авиационная дивизия, 23-я армия, Ленинградский фронт), лейтенант.
Родился 13 октября 1918 года в деревне Лысково Весьегонского уезда Тверской губернии (ныне Краснохолмского района Тверской области). Русский. В 1934 году окончил 7 классов школы в деревне Турково (Краснохолмский район), в 1935 году – школу ФЗУ в Москве. Работал модельщиком на компрессорном заводе «Борец» в Москве. Окончил аэроклуб.
В армии с декабря 1937 года. В 1938 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в ВВС лётчиком (в Ленинградском военном округе).
Участник советско-финляндской войны: в ноябре 1939 – марте 1940 – лётчик 7-го истребительного авиационного полка. Совершил несколько десятков боевых вылетов на истребителях И-15бис и И-153, в воздушных боях лично сбил 2 самолёта противника.
Продолжал службу лётчиком в ВВС (в Ленинградском военном округе).
Участник Великой Отечественной войны: в июне-июле 1941 – лётчик 7-го истребительного авиационного полка, в июле-октябре 1941 – лётчик 19-го истребительного авиационного полка. Воевал в составе ПВО г.Ленинграда. 12 сентября 1941 года в воздушном бою был ранен в ноги. В октябре 1941 – ноябре 1943 – командир звена, военком авиаэскадрильи 153-го (с ноября 1942 – 28-го гвардейского) истребительного авиационного полка. Воевал на Ленинградском, Волховском, Воронежском, Северо-Западном и 1-м Прибалтийском фронтах. Участвовал в обороне Ленинграда и Воронежа, прорыве блокады Ленинграда.
За мужество и героизм, проявленные в боях, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1943 года гвардии майору Никитину Алексею Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
В ноябре 1943 – феврале 1944 – лётчик-инспектор по технике пилотирования 269-й истребительной авиационной дивизии, в феврале-ноябре 1944 – лётчик-инспектор по технике пилотирования 14-й воздушной армии. Воевал на Волховском, Ленинградском и 3-м Прибалтийском фронтах. Участвовал в Новгородско-Лужской, Псковско-Островской, Тартуской и Рижской операциях.
За время войны совершил 310 боевых вылетов на истребителях МиГ-3 и Р-39 «Аэрокобра», в 73 воздушных боях сбил лично 11 и в составе группы 3 самолёта (по другим данным – лично 14 и в составе группы 5) самолётов противника.
Участник советско-японской войны 1945 года в должности лётчика-инспектора по технике пилотирования Управления 12-й воздушной армии (Забайкальский фронт). Участвовал в Хингано-Мукденской операции.
До февраля 1946 года продолжал службу лётчиком-инспектором воздушной армии (в Забайкальском военном округе). В 1951 году окончил Военно-воздушную академию (Монино). Служил старшим лётчиком-инспектором в Управлении боевой подготовки ВВС.
Жил в Москве. Погиб 2 сентября 1954 года в авиакатастрофе при исполнении служебных обязанностей. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.
Полковник (1951), военный лётчик 1-го класса (1954). Награждён орденом Ленина (10.02.1943), 2 орденами Красного Знамени (20.12.1941; 13.09.1942), орденами Отечественной войны 1-й (19.10.1944) и 2-й (29.02.1944) степеней, Красной Звезды (21.08.1953), 2 медалями «За боевые заслуги» (5.02.1940; 24.06.1948), другими медалями.
Его именем названы улица и переулок в городе Красный Холм Тверской области. В деревне Лысково Краснохолмского района на доме, в котором он родился, установлена мемориальная доска.
Шёл конец декабря 1939 года. В один из дней был получен боевой приказ: звену лейтенанта Алексея Никитина предстояло произвести штурмовку на «чайках» железнодорожной станции Хейниоки. Вместе с Никитиным в воздух поднялись лейтенант Любутин и лейтенант Васильев. У озера Муоланъярви звено обстреляли зенитные батареи противника. Чтобы запутать белофиннов, Никитин начал менять скорость и направление. При подходе к железнодорожной станции Никитин покачиванием с крыла на крыло подал условный сигнал: «Цель вижу, атакую!» Началась штурмовка железнодорожных эшелонов. Лётчики сделали 5 заходов на цель. В результате штурмовки загорелось несколько вагонов, затем начали гореть еще 6 вагонов, и станция окуталась густым дымом.
Однажды командир полка Е.Г.Туренко поставил личному составу части задачу: в течение дня звеньями обеспечить батальону капитана Нетребы прорыв сильно укрепленного участка обороны противника на реке Тайпале-Йоки. Подлетая к «линии Маннергейма», лётчики заметили, что левый фланг её проходит по перешейку между Ладожским озером и озером Сувантоярви. Наши сапёры и понтонёры перебросили через Тайпале-Йоки лодочный десант, а затем под прикрытием артиллеристов и звена истребителей через понтонный мост части устремились вперёд. Звено Никитина беспрерывно патрулировало над местом продвижения батальона капитана Нетребы. Батальон, вырвавшись вперёд, вклинился в финский передний край.
В этот же день Никитин получил новое боевое задание: произвести штурмовку войск и техники противника у деревни Коук-куниеми и восточный берег Сувантоярви. На задание вылетел вместе с Любутиным и Васильевым. После четвёртого захода лётчиков в атаку перешли пехотинцы и освободили деревню.
Так Алексей Никитин со своими боевыми друзьями участвовал в обеспечении прорыва наземными войсками сильно укрепленной обороны противника на реке Тайпале-Йоки, уничтожая живую силу и боевую технику врага. За отвагу и мужество, проявленные в этих боях, А.И.Никитин был награждён медалью «За боевые заслуги».
Великую Отечественную войну Алексей Никитин встретил уже опытным воздушным бойцом в звании старшего лейтенанта, в должности комиссара эскадрильи. 10 августа 1941 года он 7 раз вступал в воздушные схватки с врагом, сбил 2 самолёта лично и 1 в групповом бою. За этот подвиг он был награждён орденом Красного Знамени.
В начале сентября 1941 года при патрулировании Алексей Никитин с ведомым Аркадием Быстровым в районе Пушкина встретил 10 вражеских бомбардировщиков «дорнье» и бросился в атаку. Фашистские бомбардировщики, видя, что их атакует всего лишь одна пара советских истребителей, продолжали идти прежним курсом. И жестоко просчитались. Никитин с ходу «срезал» одного фашиста. После этого гитлеровцы решили принять бой. 14 минут длилась воздушная схватка, в которой Никитин и Быстров сбили еще один «дорнье». Не выдержав стремительного удара, остальные вражеские самолёты повернули обратно.
В тот же день комиссар эскадрильи Алексей Никитин, командир звена лейтенант Пётр Исаев и лётчик лейтенант Николай Павлов штурмовали вражеский аэродром Сиверская. Во время штурмовки Никитин лично поджёг 2 самолёта. На обратном пути над линией фронта звено Никитина атаковала шестерка Ме-109. У советских лётчиков после штурмовки не осталось ни одного патрона. Гитлеровцы решили сбить ведущего. На выручку комиссару бросился Пётр Исаев. В это время второй «мессершмитт» прошил очередью «чайку» Алексея Никитина, ранив комиссара в левое плечо. При этом сильно повреждённый мотор истребителя Никитина остановился. Самолёт потерял скорость и стал падать… Но перед самой землёй Никитин всё же сумел выровнять машину и посадить её на краю аэродрома. А через 2 недели, подлечившись, он снова вернулся в строй и вскоре был награждён орденом Красного Знамени.
Много воздушных боёв провёл Алексей Никитин, защищая небо Ленинграда. В конце 1941 года он был представлен к званию Героя Советского Союза. Но наградные документы ходили по инстанциям целый год !
Летом 1942 года фашисты прорвали оборону Юго-Западного фронта. Там сложилась чрезвычайно тяжёлая обстановка. Гитлеровские войска вышли на Дон и устремились к Сталинграду и на Кавказ. Истребительный авиаполк, в котором воевал Никитин, был передан в состав только что образованного Воронежского фронта.
В один из летних дней 1942 года в районе Старого Оскола комиссар эскадрильи Алексей Никитин, ведомый лётчик лейтенант Юрий Камерилов, адъютант эскадрильи капитан Пётр Исаев и его ведомый лётчик лейтенант Николай Павлов вылетели на прикрытие боевых порядков войск на стыке 40-й и 21-й армий. Вскоре они заметили, как над южной окраиной Старого Оскола пролетает «хеншель». Выполнив манёвр, Никитин зашёл противнику в хвост. Тот начал маневрировать, пытаясь оторваться от наседавшего «ястребка». Но Никитин не упустил стервятника. На фюзеляже и кабине вражеского самолёта чёрными точками «нарисовались» пробоины. Потеряв управление, он беспорядочно заштопорил вниз. В это время юго-западнее Старого Оскола на высоте 3 тысячи метров появилась восьмерка Ме-109.
И завертелось воздушное огневое колесо. Атаки следовали одна за другой. Лейтенант Павлов с первой же атаки сверху сбил один Ме-109. Тот задымил и пошёл со снижением к земле. В этот момент пара «мессершмиттов» зашла Павлову в хвост со стороны солнца. Увернувшись от пулемётных трасс врага, Никитин, спасая товарища, атаковал в лоб. Фашист не выдержал и резким поворотом ушёл вниз. В это время Павлов атаковал очередной Ме-109. «Мессер» резким боевым разворотом вышел из зоны огня нашего истребителя, но его ведомый попал под огонь пушек двух других наших «ястребков» и взорвался в воздухе. Оставшиеся «мессершмитты», выйдя из боя, повернули на запад.
Неожиданно на горизонте показались новые тёмные точки. Они быстро приближались с юго-запада. Вскоре уже ясно можно было различить 10 «хейнкелей», шедших под прикрытием четверки Ме-109. Исаев и Павлов связали боем «мессеров», а Никитин и Камерилов устремились к бомбардировщикам. Поймав в прицел камуфлированный фюзеляж «хейнкеля», Никитин открыл огонь по кабине стрелка-радиста. Оранжевое пламя полыхнуло на всю мощь. Вражеская машина пошла к земле.
Но в это время на звено наших истребителей обрушилась четверка «мессершмиттов». Никитин с ходу атаковал ближайший. Тот задымил, но пилот продолжал лететь на подбитой машине. Камерилов с пологого пикирования повёл огонь по недобитому фашисту. Стрелял до тех пор, пока тот не свалился в штопор. Павлов, удачно сделав заход сверху, с первой же атаки сбил еще один вражеский истребитель. Но подбили и самолёт лейтенанта Павлова. Никитин, выручая товарища, снова пошёл в лобовую атаку. И фашист в очередной раз отвернул… Павлов же сумел на повреждённой машине пролететь около 40 километров и совершить посадку поблизости от своего аэродрома.
9 июля 1942 года капитан Никитин в составе десятки истребителей вылетел в четвёртый раз за день на боевое задание. Группу вёл командир полка С.И.Миронов. Только вошли двумя эшелонированными группами, шестеркой и четверкой, в свою зону патрулирования, как на высоте 2 тысячи метров появились 23 вражеских самолёта. 17 «юнкерсов» под прикрытием шестёрки «мессершмиттов» приближались к нашим позициям. Комполка приказал четвёрке Никитина прикрыть атаку сверху, а сам ринулся в бой на врага. Началась настоящая воздушная круговерть. Многих пилотов недосчитались фашисты. Наши же «ястребки» возвратились на свою базу без потерь.
Вскоре за тот боевой вылет и сбитые 2 вражеских самолёта Никитин был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени. А в 1943 году на его груди засияла звезда Героя Советского Союза.
Описание подвига предоставлено Валерием Воробьёвым.
Биографию подготовил:
Буров А.В. Твои Герои, Ленинград. 2-е изд., доп. Л.: Лениздат, 1970
Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.
Герои огненных лет. Книга 7. М.: Московский рабочий, 1984
Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.
Долгов И.А. Золотые звёзды калининцев. Кн. 1. - М.: Московский рабочий, 1983
Московский некрополь Героев. Том 2. – Москва, 2013.
Рытов А.Г. Рыцари пятого океана. М.: Воениздат, 1970.
Учётно-послужная карта