Герой Советского Союза
ВВС: Прочие
Папивин Николай Филиппович

Папивин Николай Филиппович

14.12.1903 - 19.04.1963

Герой Советского Союза

Даты указов

19.04.1945

Медаль № 6195

Орден Ленина № 30717

Папивин Николай Филиппович – командующий 3-й воздушной армией (3-й Белорусский фронт), генерал-полковник авиации.

Родился 1 (14) декабря 1903 года в уездном городе Клин Московской губернии (ныне райцентр Московской области). Русский. Детство и юность провёл в деревне Голяди (ныне село Папивино Клинского района Московской области), где в 1916 году окончил сельскую школу. В 1916–1918 годах работал на фабрике Высоковской мануфактуры (Клинский район), в 1918–1920 годах – ремонтным рабочим на железнодорожной станции Клин. В 1920 году окончил курсы Главполитпути (Главного политического управления путей сообщения).

В армии с декабря 1920 года. До июня 1921 года служил в железнодорожных войсках политруком 1-го отдельного территориального батальона Октябрьской железной дороги.

В сентябре 1924 года окончил Объединённую военную школу имени ВЦИК (город Москва). До апреля 1927 года служил командиром взвода и помощником командира пулемётной роты 69-го стрелкового полка 23-й стрелковой дивизии (в Украинском военном округе; город Харьков).

В декабре 1927 года окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в июне 1929 года – Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. До сентября 1932 года служил в ВВС младшим лётчиком, командиром звена и военкомом 4-го отдельного авиационного отряда (в Белорусском военном округе; город Витебск).

В мае 1933 года окончил Курсы усовершенствования начальствующего состава при Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского. В мае 1933 – октябре 1935 – командир 4-го отдельного корпусного авиаотряда (в Белорусском военном округе; город Витебск).

В октябре 1935 – мае 1938 – командир 5-й легкобомбардировочной авиаэскадрильи (в Белорусском военном округе; город Витебск), в мае 1938 – сентябре 1939 – помощник командира 70-й легкобомбардировочной авиационной бригады (в Белорусском военном округе; город Витебск). Летал на самолётах Р-5 и Р-Z.

В сентябре 1939 – августе 1940 – командир 65-й авиационной бригады (в Белорусском особом военном округе; город Брянск). Летал на самолётах Р-Z и СБ.

Участник похода советских войск в Западную Белоруссию в сентябре 1939 года в должности командира 65-й авиационной бригады.

С августа 1940 – командир 1-й резервной авиационной бригады (в Орловском военном округе; город Воронеж, с осени 1941 года – город Куйбышев (ныне Самара)). Руководил подготовкой и переучиванием экипажей на самолётах ДБ-3, Ер-2 и Ил-2.

Участник Великой Отечественной войны: в июне – августе 1942 – командир 264-й штурмовой авиационной дивизии, в августе 1942 – мае 1943 – заместитель командующего 3-й воздушной армией. Воевал на Калининском фронте (июнь 1942 – май 1943). Участвовал в Ржевско-Сычёвских, Великолукской и Ржевско-Вяземской операциях.

С мая 1943 – командующий 3-й воздушной армией. Воевал на Калининском (май – октябрь 1943), 1-м Прибалтийском (октябрь 1943 – февраль 1945), 3-м Белорусском (февраль – май 1945) и Ленинградском (май 1945) фронтах. Руководил действиями воздушной армии в Смоленской, Невельско-Городокской, Витебской, Белорусской, Прибалтийской и Восточно-Прусской операциях, ликвидации курляндской группировки противника.

Авиационные соединения под его командованием особо отличилась при ликвидации группировки противника в Восточной Пруссии и овладении Кёнигсбергом.

За образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1945 года генерал-полковнику авиации Папивину Николаю Филипповичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

После войны продолжал командовать 3-й воздушной армией (в Калининградской области). В мае 1946 – январе 1949 – командующий 10-й воздушной армией (Дальневосточный военный округ; город Хабаровск).

В январе – мае 1949 – заместитель главнокомандующего ВВС по строительству и оборудованию аэродромов и воздушных трасс. В октябре 1949 – декабре 1951 – помощник командующего 30-й воздушной армией по строевой части (Прибалтийский военный округ; город Рига, Латвия).

В ноябре 1952 года окончил Высшие академические курсы при Высшей военной академии (Военной академии Генерального штаба). В мае 1953 – марте 1954 – заместитель командующего 30-й воздушной армией (Прибалтийский военный округ; город Рига, Латвия).

В марте 1954 – феврале 1955 – командующий ВВС Таврического военного округа (город Симферополь, Крым). В феврале 1955 – декабре 1960 – командующий 34-й воздушной армией (Закавказский военный округ; город Тбилиси, Грузия). С апреля 1961 года генерал-полковник авиации Н.Ф. Папивин – в отставке.

Член Центрального Комитета Компартии Грузии в 1958–1961 годах. Депутат Верховного Совета Грузинской ССР 5-го созыва (в 1959–1963 годах).

Жил в Москве. Погиб в автомобильной катастрофе в Тбилиси 19 апреля 1963 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Награждён 2 орденами Ленина (19.04.1945; 06.05.1946), 3 орденами Красного Знамени (23.11.1942; 03.11.1944; 15.11.1950), орденами Суворова 1-й степени (19.08.1944), Кутузова 1-й степени (22.09.1943), медалями.

Его именем названа улица в городе Клин, на одном из домов установлена мемориальная доска, а деревня Голяди переименовано в Папивино. В 1973–1996 годах его имя носил рыболовный траулер «Николай Папивин» (порт приписки – Калининград).

Воинские звания:
майор (1936)
полковник (11.1939)
генерал-майор авиации (29.10.1941)
генерал-лейтенант авиации (28.09.1943)
генерал-полковник авиации (19.08.1944)


 

Биографию подготовил: А.А.Симонов

Источники

Великая Отечественная. Командармы. М.-Жуковский, 2005.

Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.

Дриго С.В. За подвигом - подвиг. Калининградское кн.изд.,1984.

Командующие воздушными армиями. М.: Патриот, 2006.

Личное дело

Учётно-послужная карта

Шаги в бессмертие. - М.: Московский рабочий, 1965

Штурм Кёнигсберга. - 4-е изд. - Калининград: кн. изд., 1985.