Герой Советского Союза
ВВС: Лётчики-бомбардировщики
Кирсанов Иван Иванович

Кирсанов Иван Иванович

11.09.1913 - 07.09.1974

Герой Советского Союза

Даты указов

15.05.1946

Медаль № 9053

Кирсанов Иван Иванович - командир эскадрильи 20-го гвардейского Севастопольского бомбардировочного авиационного полка 13-й гвардейской бомбардировочной авиационной дивизии 18-й воздушной армии, гвардии майор.

Родился 11 сентября 1913 года в деревне Алешино Бежецкого района Калининской (ныне Тверской) области в семье крестьянина. Русский. Член КПСС с 1940 года. С 1930 года жил в Ленинграде, окончил школу ФЗУ. Работал слесарем на фабрике «Работница», затем на механическом заводе. В 1934 году окончил совпартшколу.

В Красной Армии с 1935 года. В 1938 окончил Энгельсское военно-авиационное училище лётчиков. Служил в авиационных частях на Дальнем Востоке.

На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1942 года. На Сталинградский фронт Кирсанов прибыл уже сложившимся, отличным лётчиком. 30 августа 1942 года при бомбардировке переправы через Дон у населённых пунктов Вертячий и Песковатка самолёт Кирсанова попал в зону сильного зенитного огня противника и получил серьёзные повреждения – был разбит левый мотор, получено много пробоин в фюзеляже. К тому же и сам пилот был ранен в левую руку. А цель ещё не поражена. Лётчик, проявив большую выдержку и хладнокровие, отбомбился и благополучно вернулся на аэродром.

Однажды после ночного бомбометания под Сталинградом Кирсанову пришлось сажать свой Ил-4 с невыпускающимся шасси и задохнувшимся мотором «на брюхо», едва перевалив за линию фронта. В полку уже не чаяли увидеть экипаж в живых. А командир, сделал-таки посадку «на честном слове, на одном крыле».

До сентября 1943 года у командира эскадрильи капитана Кирсанова было на счету 102 боевых вылета. Исключительно ночных. «Возили» по 1 - 1,5 тонны адского груза в глубокий тыл противника, обратно возвращаясь налегке. Дальность полёта – 7-8 часов.

В сентябре 1943 года на 103-м вылете случилась «история». Экипаж Кирсанова в одном из районов Кировоградской области блокировал фашистский аэродром. «Работали» в обычной обстановке – под свистопляску зенитных снарядов. Бомбы легли туда, куда им и должно, и экипаж уже выходил из огненной завесы, как вдруг машину сильно тряхнуло. Самолёт буквально развалился в воздухе. Кирсанов в какую-то секунду успел рвануть кольцо парашюта и… пришёл в сознание только на земле.

Ещё до рассвета Кирсанов, превозмогая боль в подвернувшейся при приземлении ноге, спрятал парашют в кустах. У подножия старой берёзы он закопал документы. 10 дней по глухим местам, огибая большаки и деревни, шёл Кирсанов на восток. Голод и холод изморили человека. Силы уже оставляли его, когда он решился на последний шаг: постучался поздним вечером в крайнюю избу ставшей на его пути деревни Александровка. Крестьянин М.В.Тищенко укрыл его от фашистов, выходил. В конце ноября 1943 года Кирсанов ушёл поздней ночью из Александровки. Лётчику повезло. Он перешёл линию фронта, а в декабре выполнял, правда, уже с новым экипажем, свой 104-й боевой вылет.

Весной 1944 года Кирсанов бомбил аэродромы и другие военные объекты противника в Крыму. В мае 1944 года при штурме наземными войсками Севастополя, участвовал в бомбардировке последнего наземного фашистского аэродрома на мысе Херсонес. За успехи в Крыму 20-й гвардейский бомбардировочный авиаполк получил почётное наименование «Севастопольский».

Командир эскадрильи 20-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка гвардии майор Кирсанов к концу войны совершил 239 боевых вылетов на разведку и бомбардировку войск противника, его военно-промышленных центров в глубоком тылу. Его эскадрилья бомбила военные объекты в Варшаве, Будапеште, Кёнигсберге (ныне Калининград), Данциге (ныне Гданьск, Польша), а также в Берлине в апреле 1945 года.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство майору Кирсанову Ивану Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 9053).

В 1952 году И.И.Кирсанов окончил Высшую офицерскую лётно-тактическую школу. В марте-июле 1954 года, будучи заместителем командира 226-го авиаполка, подполковник И.И.Кирсанов возглавлял оперативную группу, командированную в Китайскую Народную Республику для отбора проб воздуха в связи с ядерными испытаниями, проводимыми США.

С 1957 подполковник И.И.Кирсанов — в запасе. Жил в городе-герое Ленинграде. Работал на Ленинградском оптико-механическом объединении (ЛОМО) оптиком-механиком 5-го разряда, занимался сборкой объективов от 8 до 12 линз и фотокамер. Умер 7 сентября 1974 года. Похоронен в Санкт-Петербурге на Богословском кладбище (участок 8).

Награждён 2 орденами Ленина, 4 орденами Красного Знамени, орденом Красной Звезды, медалями.


Биографию подготовил: Валерий Воробьев (1964-2013)

Источники

18-я в сражениях за Родину. - М.: Воениздат, 1982.

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.

Долгов И.А. Золотые звёзды калининцев. Кн. 1. - М.: Московский рабочий, 1983