Кобылецкий Иван Иванович
Герой Советского Союза
Герой Советского Союза
Медаль № 2872
Кобылецкий Иван Иванович - заместитель командира 53-го гвардейского истребительного авиационного Сталинградского ордена Ленина полка 1-й гвардейской истребительной авиационной дивизии 16-й воздушной армии 1-го Белорусского фронта, гвардии майор.
Родился 10 августа 1916 года в городе Бирзула, ныне Котовск Одесской области Украины в семье рабочего. Украинец. Член ВКП(б)/КПСС с 1941 года. Окончил семь классов неполной средней школы в Котовске. С 1930 года жил в Оренбурге, где окончил школу фабрично-заводского ученичества. Работал слесарем, кочегаром и помощником машиниста паровоза на станции Оренбург.
В 1936 году призван в ряды Красной Армии. В 1938 году окончил Оренбургскую военную авиационную школу пилотов. Участвовал в национально-освободительной войне китайского народа против японских захватчиков.
В боях Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Воевал на Юго-Западном, Донском, Центральном, Белорусском, 1-м Белорусском фронтах. Принимал участие в обороне Киева, в Сталинградской и Курской битвах, освобождении Украины, Белоруссии, Польши, разгроме врага на территории Германии. Был тяжело ранен.
22 мая 1942 года И.И. Кобылецкий провёл с товарищами блестящий воздушный бой. Тогда он, в составе четвёрки истребителей, прикрывал действия наших наземных войск. Противник решил нанести по одному из участков фронта мощный бомбовый удар. Когда появились вражеские самолёты, наши пилоты насчитали 24 бомбардировщика и истребителя прикрытия. 24 против 4! Но советских лётчиков такое соотношение не испугало. Дерзкая, ошеломляющая атака строя вражеских бомбардировщиков расстроила планы противника. Побросав бомбы на головы своих же солдат, бомбардировщики повернули назад.
К тому времени опомнились истребители прикрытия. В течение 26 минут они пытались отогнать отважную четвёрку от своих подопечных, но сами получали удар за ударом. Задымил, снижаясь, один из "Хейнкелей". Взорвался в воздухе "Мессер". Второй, распоротый меткой очередью, врезался в землю. Рассеянная армада врагов позорно убралась с места боя на глазах тысяч людей, наблюдавших за ходом этой схватки с земли.
16 августа 1942 года заместитель командира эскадрильи 43-го истребительного авиационного полка старший лейтенант И.И. Кобылецкий в воздушном бою над своим аэродромом под Сталинградом на самолёте Як-1 таранил вражеский истребитель. Произвёл посадку на аэродроме.
17 августа 1942 года И.И. Кобылецкий на самолете ЯК-1 вступил в воздушный бой над Сталинградом против семи МЕ-109. Бой длился 20 минут. За это время старший лейтенант сбил самолёт противника и один подбил, но и его ЯК-1 охватило пламя. Руки и лицо обжигало, самолёт с каждой минутой становился всё менее управляемым, но Кобылецкий продолжал бой. И только на высоте триста метров он выбросился с парашютом. Момент приземления совпал с аэродинамическим ударом парашюта. В результате у него были сломаны два ребра грудной клетки и бедро правой ноги. Только 18 августа 1942 года раненого подобрали и отправили в госпиталь Сталинграда.
25 августа 1942 года И.И. Кобылецкий вместе с другими ранеными был направлен пароходом в Саратов, но по пути их штурмовали пятнадцать "мессершмиттов". Паровые котлы взорвались, и старший лейтенант получил ожоги третьей степени плеч, лица, головы и рук. Но сила воли, любовь к жизни и ненависть к врагу перебороли смерть, И.И. Кобылецкий вплавь, часто теряя сознание, добрался до восточного берега Волги, где его на подводе отправили в саратовский госпиталь.
После госпиталя И.И. Кобылецкий возвратился в свою часть и продолжал уничтожать фашистских стервятников. В части о нем говорили: "Человек, победивший смерть" и добавляли: "И в воде не утонет, и в огне не сгорит".
Летом 1943 года на Курской Дуге, гвардии капитан И.И. Кобылецкий вылетел в составе четвёрки для патрулирования в заданном районе. В момент разворота в сторону солнца, он заметил большую группу вражеских самолётов. Группами по 4-6 машин FW-190 приближались к району Понырей.
Видимо противник рассчитывал неожиданно напасть на наших истребителей, расчистить небо для своих бомбардировщиков. Но "Яки" упредили врага. Со стороны солнца они перешли в атаку на ту группу "Фоккеров", которая несколько приотстала от общего боевого порядка. Снайперской очередью И.И. Кобылецкий сбил одного FW-190. Его напарники подожгли второй, который, не долетев до земли, взорвался в воздухе.
Первая группа "Фоккеров" ушла куда-то под облака, а с остальными завязался ожесточённый бой. Победителями вышли из него наши лётчики - потеряв ещё 3 машины, противник пикированием покинул поле боя.
17 июля 1944 года И.И. Кобылецкий вылетел во главе шестерки истребителей на штурмовку переправы через реку Вислу в районе Демблина. В воздушном бою над переправой он уничтожил два самолета ФВ-190, разбил переправу и уничтожил до взвода пехоты противника.
Только за четыре боевых дня, с 18 по 22 июля 1944 года, И.И. Кобылецкий сбил шесть самолётов противника ФВ-190.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за 465 боевых вылетов, участие в 94 воздушных боях, 15 лично сбитых самолётов противника и 9 в групповых боях и проявленные при этом доблесть и мужество гвардии майору Кобылецкому Ивану Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 2872).
С сентября 1948 года подполковник И.И. Кобылецкий - в отставке по болезни. Работал слесарем-лекальщиком, старшим контрольным мастером, инженером. Жил в Киеве. Скончался 24 июля 1986 года. Похоронен в Киеве на Лукьяновском военном кладбище.
Награжден двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, орденом Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, медалями.
Биографию подготовил:
Бессмертные подвиги. - М.: Воениздат, 1980
Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.
Копылов И.С., Лазукин А.Н., Райкин Г.Л. Оренбургское лётное. М.: Воениздат,1976
На грани возможного. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: "Лимб", 1993.
Оренбуржцы в боях за Родину. - Челябинск: Южно-Уральское изд.1978
Руденко С.И. Крылья победы. - М.:Международные отношения, 1985