Масич Виктор Григорьевич
Герой Советского Союза
Герой Советского Союза
Медаль № 327
Масич Виктор Григорьевич - штурман эскадрильи 68-го истребительного авиационного полка 13-й армии Северо-Западного фронта, младший лейтенант.
Родился 15 июля 1917 года в городе Хабаровске в семье рабочего. Украинец. Член ВКП(б) с 1941 года. Окончил 10 классов. Работал шофёром.
В Красной Армии с 1936 года. В 1939 году окончил Качинскую военную авиационную школу пилотов. Служил в строевых авиационных частях.
Участник советско-финляндской войны 1939-40 годов. Штурман эскадрильи 68-го истребительного авиационного полка (13-я армия, Северо-Западный фронт) младший лейтенант Виктор Масич отличился в боевых действиях на Карельском перешейке, где совершил пятьдесят три боевых вылета, в воздушных боях лично сбил четыре самолёта противника.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 апреля 1940 года «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с финской белогвардейщиной и проявленные при этом отвагу и геройство» младшему лейтенанту Масичу Виктору Григорьевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 327).
После окончания «зимней войны» Герой продолжал службу в ВВС. На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1941 года. С начала осени 1941 года до начала весны 1942 года отважный лётчик-истребитель участвовал в боях на Западном фронте в должности заместителя командира эскадрильи 68-го истребительного авиационного полка. В воздушных боях сбил лично восемь вражеских самолётов, один из них – таранным ударом.
В 1943 году В.Г. Масич окончил Военно-воздушную академию и перешёл на лётно-испытательную работу в Научно-испытательный институт Военно-Воздушных Сил Рабоче-крестьянской Красной Армии (НИИ ВВС РККА), позже именовавшийся Государственным Краснознаменным НИИ ВВС. Испытал нескольких типов самолётов, в числе которых были не только отечественные, но и иностранные.
Будучи лётчиком большого мужества и отваги, виртуозным мастером испытаний крылатых машин на критических режимах, Виктор Масич стоял у истоков испытаний самолётов в небе на прочность.
Так, работая по новой методике, разработанной П.С.Лешаковым, над доводкой учебно-тренировочного «Ла-7УТИ», у лётчика-испытателя капитана В.Г.Масича в одном из полётов, при достижении этим летательным аппаратом предельного режима, разрушению подверглись одновременно два узла подвески руля высоты. И лишь благодаря выдержке, хладнокровию и высочайшему лётному мастерству пилота полёт не завершился трагически. Вскрытые затем недостатки машины были тщательно изучены и своевременно устранены, что, в свою очередь, позволило предотвратить катастрофы, которые в перспективе, могли произойти в лётных учебных заведениях и частях ВВС.
3 августа 1947 года в составе девятки Ла-9РД мужественный ветеран двух войн участвовал в авиационном параде в Тушино, посвящённом Дню Воздушного Флота СССР, а спустя несколько дней, Погиб 19 августа 1947 года при испытании в небе новой авиационной техники – модифицированного самолёта-истребителя «МиГ-9» с двигателем «РД-10Ф».
Похоронен на кладбище около станции Чкаловская (в черте города Щёлково) Московской области.
Награждён орденами Ленина (1940), Отечественной войны 1-й (1947; посмертно) и 2-й степени (1945), Красной Звезды (1941), медалями.
Биографию подготовил:
Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.
Подвиги их бессмертны. - 2-е изд., испр. и доп. - Хабаровск, 1985