Иванов Александр Васильевич
Герой Российской Федерации
Герой Российской Федерации
Медаль № 471
Иванов Александр Васильевич – командир бомбардировочной эскадрильи 6-го дальнебомбардировочного авиационного полка 132-й бомбардировочной авиационной дивизии 5-й воздушной армии, старший лейтенант.
Родился 9 июня 1919 года в деревне Клуколово, ныне Лужского района Ленинградской области, в многодетной крестьянской семье. Русский. В 1934 году окончил 7 классов школы колхозной молодежи, учёбу продолжил в Ленинградском техникуме советской торговли.
В августе 1936 года по спецнабору был призван в ряды Красной Армии и направлен в лётное училище. В 1940 году окончил Энгельсскую школу лётчиков. Проходил службу в 12-м дальнебомбардировочном полку Закавказского военного округа. Полк базировался в городе Кутаиси (Грузия).
Здесь встретил начало Великой Отечественной войны. Из-за удалённости от западных границ страны в боевые действия включился не сразу. В августе 1941 года был переведён в 454-й дальнебомбардировочный полк, в составе которого 7 декабря 1941 года совершил первый боевой вылет. Экипаж лейтенанта Александра Иванова летал на бомбардировщике ДБ-3. Бомбовыми ударами обеспечивал действия войск в Керченско-Феодосийской десантной операции, в тяжёлых боях на Керченском полуострове в январе – мае 1942 года, в оборонительных сражениях на Кубани и Северном Кавказе 1942 года. За два месяца, к февралю 1942 года совершил 6 боевых вылетов на нанесение бомбовых ударов по скопления мотомеханизированных частей гитлеровцев в Крыму, по железнодорожным узлам. В январе 1942 года был ранен, но остался в полку и продолжал летать.
В мае 1942 года старший лейтенант Иванов переведён командиром звена в 6-й дальнебомбардировочный полк. К концу июня 1942 года на его боевом счету было уже 44 боевых вылета, из них – 29 ночью. Из наградного листа: «Ни плохие метеоусловия, ни атаки истребителей противника не могут помешать мужественному сталинскому соколу выполнять боевое задание живой силы и военной техники противника. …За этот промежуток времени с самолёта тов. Иванова сброшено на головы фашистов 420 авиабомб разного калибра». Вскоре на груди отважного пилота появился ещё один орден Красного Знамени.
На счету героического лётчика имеются 10 самолётов врага, уничтоженные им за один вылет при бомбёжке вражеского аэродрома: снизившись до предельно малой высоты в условиях мощного зенитного огня Александр Иванов точно уложил бомбы в скопившиеся на стоянках самолёты. Тяжёлым летом 1942 года именно его экипаж обнаружил и уничтожил переправы наступающих вражеских войск через Дон и Северский Донец. В одном из вылетов одиночный бомбардировщик Александра Иванова был атакован двумя вражескими истребителями, но героические и согласованные действия экипажа позволили отбить все атаки врага, при этом один из истребителей был сбит. По числу ночных боевых вылетов Александр Иванов был лучшим лётчиком полка. Он был назначен командиром звена, затем командиром эскадрильи.
В ноябре 1942 года командир полка представил Александра Иванова к званию Героя Советского Союза. К этому времени на личном счету летчика Иванова было уже 134 боевых вылета, из них 98 ночью, с успешным выполнением боевых и специальных заданий командования. За весь период его звено произвело 316 боевых вылетов, не имя потерь личного состава и техники. По числу ночных боевых вылетов Александр Иванов был лучшим лётчиком полка.
Однако через несколько дней командир сам же приостановил наградной лист ввиду дисциплинарного проступка. Что тогда произошло – неизвестно, но лётчик остался в строю, не был понижен ни в звании, ни в должности и продолжал летать на самые ответственные задания. Нереализованный наградной лист остался в личном деле офицера.
30 декабря 1942 года экипаж получил приказ –, нанести бомбовый удар по железнодорожной станции Сальск (Ростовская область). Завершилась подготовка к наступлению советских войск на Северном Кавказе, и наше командование стремилось вывести из строя этот важный железнодорожный узел, сорвать подвоз к фронту подкреплений врага. С аэродрома Кутаиси в небо поднялись три самолёта под управлением лучших лётчиков полка, но в условиях снежной метели к цели прорвался только экипаж старшего лейтенанта Иванова. Бомбы легли точно на железнодорожные пути и стоявшие на них вражеские эшелоны, взрывы боеприпасов в горящих вагонах и пожар продолжались несколько часов. Экипаж доложил о выполнении задания по радио и взял обратный курс. Однако на аэродром не вернулся...
О судьбе летчиков не было известно несколько десятилетий. Только в 1996 году в районе горы Эльбрус, в ущелье ледника Кюркютлю, альпинистами были найдены остатки изуродованного при падении бомбардировщика. Все трое членов экипажа находились внутри корпуса, там же были документы, личные вещи и оружие. Был установлен и заводской номер самолёта. Очевидно, самолёт получил повреждения от зенитного огня противника, но сумел дотянуть почти до линии фронта и в условиях плохой видимости врезался в горы. А может, горящая машина потеряла управление. Известно одно – Александр Иванов и его боевые товарищи с честью выполнили тяжёлое и ответственное задание. Погибший экипаж не мог знать, что через сутки после его гибели началась Северо-Кавказская наступательная операция советских войск, в ходе которой в короткие сроки враг был выбит с Кавказа, полностью освобождены Чечено-Ингушетия, Северная Осетия, Кабардино-Балкария, Адыгея, Ставропольский край и почти вся территория Краснодарского края...
Указом Президента Российской Федерации от 12 декабря 1998 года за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, старшему лейтенанту Иванову Александру Васильевичу присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно). Золотая Звезда Героя России передана на хранение в Музей Военно-Воздушных Сил в городе Монино Московской области.
Весь героический экипаж похоронен на центральной площади города Тырныауз (Кабардино-Балкария). На могиле установлен памятник Героям: командиру экипажа и эскадрильи старшему лейтенанту Александру Васильевичу Иванову, штурману капитану Ивану Ивановичу Машкову, стрелку-радисту старшине Петру Андреевичу Тюнину. На месте гибели экипажа установлен памятный знак.
Старший лейтенант (1942). Награждён 2 орденами Красного Знамени (28.04.1942; 27.10.1942).
Биографию предоставил Антон Бочаров (город Новосибирск)
Документы на сайте «Подвиг народа»
Мы живем, не забывая - Екатеринбург, 2014
Публикации в сети Интернет