Трофимов Дмитрий Григорьевич
Герой Советского Союза
Герой Советского Союза
Медаль № 227
Орден Ленина № 2625
Трофимов Дмитрий Григорьевич – старший механик – помощник капитана по политической части ледокольного парохода «Георгий Седов» Главсевморпути.
Родился 8 (21) сентября 1906 года в станице Сретенская Сретенской волости Нерченского уезда Забайкальской области (ныне город Сретенск Забайкальского края). Русский. В 1919 году окончил 6 классов школы в Сретенской. Батрачил, в 1923-1924 годах был чернорабочим в затоне в порту Сретенска.
В 1924-1926 годах работал матросом на пароходах «Григорий Черненко» и «Таёжник» Амурского речного пароходства, плавал по рекам Шилка и Амур. В 1926-1929 годах обучался в Благовещенском водном техникуме (ныне Амурской области).
В мае-октябре 1929 – маслёнщик парохода «Марк Варягин» (город Хабаровск), в 1929-1930 – инструктор Благовещенского городского отдела народного образования.
В 1930-1934 годах работал кочегаром на пароходах «Смельчак» и «Томск», машинистом на пароходах «Красный партизан» и «Сучан» Дальневосточного пароходства. В 1932 году на пароходе «Сучан» участвовал в арктическом рейсе к устью реки Колыма. На обратном пути из-за льдов караван кораблей остался на зимовку на побережье Северного Ледовитого океана – в Чаунской губе (Чукотка). В 1933 году окончил курсы механиков.
В июне 1934 – декабре 1934 – старший кочегар ледореза «Ф.Литке» Ленинградского управления Главсевморпути. 28 июня – 20 сентября 1934 года участвовал в первом сквозном плавании Северным морским путём с востока на запад (из Владивостока в Мурманск) за одну навигацию.
В январе-ноябре 1935 года работал машинистом на судах Дальстроя. В мае 1936 года окончил курсы механиков в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Работал механиком на пароходе «Ильмень» Ленинградского управления Главсесморпути. С января 1938 – 4-й механик ледокола «Ермак». В феврале 1938 года участвовал в походе ледокола для снятия со льда дрейфующей станции «Северный полюс».
Летом 1938 года в составе экипажа ледокола «Ермак» участвовал в походе по освобождению из ледового плена пароходов «Георгий Седов», «Садко» и «Малыгин», дрейфующих с осени 1937 года в районе новосибирских островов. 28 августа 1938 года ледокол подошёл к каравану и освободил из ледового плена пароходы «Малыгин» и «Садко». Пароход «Георгий Седов» из-за повреждений и невозможности его буксировки был оставлен на вторую зимовку.
29 августа 1938 года Д.Г.Трофимов добровольно перешёл на борт ледокольного парохода «Георгий Седов» и был назначен старшим механиком. С октября 1939 года одновременно был помощником капитана по политической части. В составе экипажа из 15 человек обеспечивал сохранность машин, котлов и других механизмов судна, участвовал в авралах и научных исследованиях. В ночь на 27 сентября 1938 года, когда судно получило пробоину, умело руководил действиями машинной команды. Были экстренно запущены законсервированные вспомогательные котёл и дизель-генератор, которые обеспечили откачку воды, поступающей в корпус судна. 13 января 1940 года в Гренландском море (северо-западнее острова Шпицберген) ледокол «Иосиф Сталин» вывел дрейфующий пароход на чистую воду. Д.Г.Трофимов находился на дрейфующем «Георгии Седове» 503 дня.
За проведение героического дрейфа, выполнение обширной программы исследований в трудных условиях Арктики и проявленное при этом мужество и настойчивость Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 февраля 1940 года Трофимову Дмитрию Григорьевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
В сентябре-ноябре 1940 года обучался в Академии водного транспорта (город Ленинград, ныне Санкт-Петербург), в декабре 1940 – сентябре 1941 – во Всесоюзной школе техников (город Москва).
С сентября 1941 года работал вторым механиком на судах «Ашхабад» и «Донбасс» Дальневосточного морского пароходства. В начале 1942 года совершил переход из Владивостока в Мурманск через Панамский канал. Весной и летом 1942 года плавал из Мурманска в западные страны в составе полярных конвоев. В апреле 1942 года корабль, на котором Д.Г.Трофимов плыл в Англию, был торпедирован вражеской подводной лодкой. Около часа моряк находился в воде и на спасательном плоту, после чего был подобран английским тральщиком. 5 июля 1942 года судно, на борту которого в составе конвоя PQ-17 возвращался в СССР Д.Г.Трофимов, было потоплено вражеским бомбардировщиком. Экипаж спасся на шлюпках.
После возвращения на Дальний Восток работал вторым механиком на судне «Мироныч» Дальневосточного морского пароходства.
После войны до октября 1946 года работал вторым механиком на теплоходе «Харьков» Дальневосточного морского пароходства.
В октябре 1946 года был вынужден уйти с работы из-за болезни, в 1947-1949 годах лечился в туберкулёзном санатории в городе Улан-Удэ (Бурятия). В 1949 году переехал в город Ленинград (ныне Санкт-Петербург).
В 1950-1955 годах работал старшим механиком и вторым механиком на ледовом буксире «Ненец» и ледоколе «Малыгин» Ленинградского морского торгового порта.
Жил в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Умер 21 января 1959 года. Похоронен на Большеохтинском кладбище в Санкт-Петербурге.
Награждён орденом Ленина (3.02.1940), 2 орденами Трудового Красного Знамени (5.11.1934; 4.11.1953), «Знак Почёта» (10.08.1945), медалью «За трудовую доблесть» (29.03.1952), другими медалями.
Его именем названа улица в городе Сретенск Забайкальского края.
Биографию подготовил:
Алешкин А.М. Сердцем на амбразуру. Иркутск, 1976
Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.
Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.
Героический дрейф "Седова". - ОГИЗ, Москва, 1940
Золотые Звёзды забайкальцев. - Иркутск: Вост.-Сибирское кн. изд., 1966.
Личное дело
Слава и гордость морского флота. Герои Советского Союза и Герои Социалистического Труда. ‒ М., 1991.