Кошелев Пётр Львович
Герой Советского Союза
Герой Советского Союза
Медаль № 4017
Орден Ленина № 19217
Кошелев Пётр Львович - штурман эскадрильи 1-го гвардейского минно-торпедного авиационного полка 8-й минно-торпедной авиационной дивизии ВВС Балтийского флота, гвардии капитан.
Родился 27 сентября 1916 года в рабочей слободе Сормово (с 1928 года - в составе города Нижний Новгород) в семье рабочего-кузнеца. Русский. В годы гражданской войны с семьей жил в городах Череповец, Вологда, Нижний Тагил. В 1925 году Кошелевы вернулись в Нижний Новгород. Здесь Пётр окончил 7 классов и школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) при заводе «Новое Сормово» (ныне ПТУ №26 имени Героя Советского Союза К.И.Давыдова). С марта 1934 года работал фрезеровщиком на заводе «Новое Сормово».
В мае 1934 года призван в армию и по путевке комсомольской организации направлен в Ленинградское военно-морское училище имени М.В.Фрунзе. После окончания второго курса, в сентябре 1935 года, в числе других курсантов, был переведен в Ейскую школу морских лётчиков на отделение летчиков-наблюдателей (штурманов). По окончанию обучения в 1937 году лейтенант Кошелев прибыл в штаб ВВС Краснознаменного Балтийского флота, где получил назначение в 12-ю отдельную авиационную эскадрилью гидросамолетов.
Участвовал в Советско-финляндской войне 1939-1940 годов. В составе 12-й авиационной эскадрильи наносил бомбовые удары по боевым кораблям противника в море, в портах и по береговым укреплениям на финской территории. Совершил более 30 боевых вылетов на МБР-2, налетал 209 часов. В последнем боевом вылете самолет был подбит зенитками над полуостровом Ханко. Пилот посадил машину на ледяное крошево, но из-за полученных повреждений самолет утонул. Экипаж на резиновой лодке перебрался на большую льдину. Через 15 часов их обнаружил экипаж из своей эскадрильи и сбросил помощь, а через 40 часов летчиков со льдины снял подошедший эсминец. В апреле 1940 года старший лейтенант Кошелев был награжден орденом Красного Знамени, а в декабре назначен флаг-штурманом эскадрильи.
Начало Великой Отечественной войны встретил на острове Эзель (Сааремаа), где базировалась 15-я эскадрилья. Первый боевой вылет совершил 29 июня 1941 год. Штурман эскадрильи МБР-2 по пять-шесть раз в сутки летал на разведку и вел воздушные бои. В августе 1941 года на МБР-2 выполнил 11 полетов для нанесения ударов по противнику на подступах к Моонзундским островам в районах Хапсалу, Вирт-су, Пернов. 15 сентября бомбил немецкие корабли, высаживающие десант на остров Эзель. Самолет Кошелева подвергся сильному обстрелу зенитной артиллерии трех миноносцев, был атакован истребителями, получил повреждения и загорелся. Продолжал вести огонь из пулемета и заставил истребители отступить. После посадки на воду и эвакуации экипажа горящий самолет взорвался. Добравшись вплавь до берега, летчики доложили о выполнении задания. В декабре 1941 года был награжден вторым орденом Красного Знамени. Член ВКП(б) с 1941 года.
В январе 1942 года старший лейтенант Кошелев прибыл в 1-й минно-торпедный авиационный полк на должность штурмана звена 3-й авиационной Краснознамённой эскадрильи. Летал в экипаже лейтенанта Преснякова. На самолете Ил-4 экипаж неоднократно бомбил военно-морские базы противника в Хельсинки, Котке, Выборге, Таллине, почти каждую ночь летали на постановку мин. С 8 по 16 июня 1942 года экипаж под ожесточенным огнем бомбил авиационные базы противника и уничтожил 8 «юнкерсов».
В числе первых торпедоносцев штурман Кошелев включился в битву на море. 16 июня 1942 года с Пресняковым в составе звена Кошелев участвовал в потоплении сторожевого корабля. Днем позже в группе с Бунимовичем, Пресняков> и Кошелев уничтожили транспорт водоизмещением в 5000 тонн, а затем торпедами потопили сторожевой корабль и канонерскую лодку противника.
Весной 1943 года Кошелев был назначен штурманом 1-й эскадрильи, получившей новые американские самолетов А-20G «Boston», летал в экипаже командира эскадрильи капитана Константюка Н.Г. 30 сентября Кошелев открыл счет потопленным эскадрильей судам. Он торпедировал и потопил транспорт противника водоизмещением в 3 тысячи тонн, 13 октября от его снайперского торпедирования пошел на дно транспорт в 5 тысяч тонн. Самой крупной победой их экипажа стал транспорт водоизмещением 10 тысяч тонн, потопленный 2 ноября 1943 года.
Три победы в 1944 году одержал Кошелев с летчиком капитаном Тарасовым. 24 мая и в ночь на 5 июня экипаж потопил два транспорта, оба водоизмещением по 5000 тонн. В ночь на 3 июля экипаж потопил транспорт в 3500 тонн.
Штурман эскадрильи гвардии капитан Кошелев к июлю 1944 года совершил 188 боевых вылетов. 105 раз участвовал в нанесении ударов по вражеским военно-морским базам, аэродромам, железнодорожным узлам, по кораблям и транспортам в море, в том числе 45 боевых вылетов на разведку, 18 вылетов на минные постановки, 8 вылетов на торпедные удары.
Участвовал в потоплении 4 и повреждении 1 транспорта общим водоизмещением 29 тысяч тонн, уничтожении 8 фашистских самолётов на аэродромах.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство гвардии капитану Кошелеву Петру Львовоичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
В сентябре 1944 года при возвращении с боевого задания подбитый вражескими зенитками самолет, в котором находился штурман Кошелев, сел на вынужденную посадку, не дотянув до аэродрома. Штурман получил ушиб грудной клетки, на который вначале не обратил внимания. Но через несколько дней его в тяжелом состоянии был отправлен в ленинградский госпиталь. Травма оказалась настолько серьезной, что в госпиталях Кошелев пробыл до февраля 1945 года и в свой полк больше не вернулся.
В общей сложности с разными летчиками штурман Кошелев совершил 198 боевых вылетов, участвовал в потоплении 6 транспортов противника общим водоизмещением 35 тысяч тонн.
По состоянию здоровья ему был противопоказан сырой климат Балтики и после лечения капитан Кошелев был направлен на Черноморский флот, службу продолжил штурманом 2-й смешанной авиаэскадрильи, которая базировалася в город Севастополе. Здесь он встретил День Победы. В мирные дни майор Кошелев продолжил службу, выполняя задания командования летал в Болгарию, Румынию, Югославию, Венгрию и другие страны.
10 августа 1946 года трагический случай оборвал жизнь П.Л.Кошелева. Похоронен в Севастополе на Старом городском кладбище.
Награжден орденом Ленина (22.07.1944), 3 орденами Красного Знамени (1940; 1941; 03.11.1943), орденом Отечественной войны 1-й степени (14.01.1943), медалями, в том числе «За боевые заслуги» (03.11.1944), «За оборону Ленинграда» (22.12.1942).
Именем Героя названа улица в Нижнем Новгороде. Там же установлены мемориальные доски: на доме, где он жил; на здании ПТУ №26; на территории завода.
Биографию подготовил:
"Морской сборник". 2007, № 7
Буров А.В. Твои Герои, Ленинград. 2-е изд., доп. Л.: Лениздат, 1970
Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.
Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.
Кашичкин В. Сормовичи - Герои Советского Союза. – Н.Новгород, 1996
Львов М.Л. Пароль-"Балтика". Калининград, 1985.