Клещ Иван Никифорович
Герой Советского Союза
Герой Советского Союза
Медаль № 11132
Клещ Иван Никифорович - ведущий штурман испытаний ядерного оружия на Новой Земле, штурман самолёта-носителя ТУ-95, майор.
Родился 27 сентября 1922 года в селе Маломихайловка Покровского района Днепропетровской области в семье рабочего. Украинец. Член КПСС с 1953 года. Окончил восемь классов.
В 1940 году призван в ряды Красной Армии. В 1943 году окончил Челябинское военно-авиационное училище штурманов, в 1944 году — Ивановскую высшую школу штурманов и лётчиков. В годы Великой Отечественной войны совершил 52 боевых вылета на бомбардировку объектов в глубоком тылу противника.
После окончания Великой Отечественной войны продолжал службу в армии. В 1958 году окончил Центральные лётно-тактические курсы.
30 октября 1961 года в СССР было проведено воздушное испытание самого мощного термоядерного заряда за всю практику ядерных испытаний с энерговыделением 50 Мт. Это было 130-е ядерное испытание СССР и второй сверхмощный взрыв с энерговыделением более 10 Мт. Испытания проводились на основании Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР №723-302 от 11 августа 1961 года.
Испытание проводилось на площадке Д-II СИПНЗ на полуострове Сухой Нос в 15 километрах от губы Митюшиха севернее пролива Маточкин Шар. Выбор района испытаний определялся необходимостью проведения взрывов такой большой мощности в условиях, обеспечивающих безопасность населенных пунктов, расположенных на материке. Для проведения испытаний было оборудовано опытное поле с комплексом приборных сооружений и стендов, в которых размещалась измерительная аппаратура.
Проведению испытаний предшествовала значительная работа по прогнозированию возможных характеристик воздействия взрыва и проведение мероприятий по обеспечению безопасности участников испытаний и населения в пунктах, расположенных на материке и островах Северного Ледовитого океана. Специальное внимание было уделено слабому воздействию ударной волны на больших расстояниях от места взрыва и связанному с ним разрушению остекления.
Особое внимание также уделялось прогнозированию погоды, которое осуществлялось большой группой синоптиков метеослужбы страны и метеослужбы Новоземельского полигона. На основании благоприятного прогноза погоды на 29-30 октября 1961 года Государственная комиссия приняла решение о проведении испытании и получила разрешение из Москвы.
На испытания прибыл Маршал Советского Союза, заместитель Министра обороны СССР, главнокомандующий ракетными войсками К.С. Москаленко. Он специально прилетел из Москвы, где участвовал в работе XXII съезда КПСС.
Взрыв 30 октября 1961 года был произведен в 11 часов 33 минуты на высоте 4000 метров над целью и 4200 метров над уровнем моря. Для доставки термоядерного заряда к цели использовался самолёт-носитель ТУ-95. Подготовка заряда к испытаниям, подвеска его к фюзеляжу самолёта, взлет и посадка самолёта-носителя производились на аэродроме "Олений" на Кольском полуострове.
Экипаж самолёта-носителя ТУ-95 №5800302 состоял из 9 человек, в том числе ведущего лётчика испытаний подполковника Андрея Егоровича Дурновцева и ведущего штурмана испытаний майора Ивана Никифоровича Клеща.
Самолёт-носитель ТУ-95 был изготовлен в составе серийного выпуска 1955 года, доработан в 1956 году, проходил эксплуатацию в 1957-1961 годах и прошел специальную подготовку в августе-октябре 1961 года к проведению испытаний 30 октября 1961 года. Оборудование самолёта-носителя включало в себя бомбардировочную установку, обеспечивающую подвеску бомбы под фюзеляжем самолёта, систему управления автоматики, средства защиты экипажа от светового воздействия взрыва.
Для увеличения времени падения бомбы использовалась специальная парашютная система с основным парашютом площадью 1600 квадратных метров.
Самолёт-лаборатория ТУ-16А №3709 являлся серийным самолётом, специально оборудованным для проведения лётных испытаний ядерных зарядов. Ведущим лётчиком испытаний самолёта-лаборатории ТУ-16А №3709 был подполковник Владимир Фёдорович Мартыненко.
При подготовке экипажей самолётов к выполнению задания был проведен специальный комплекс тренировок. При этом экипаж самолёта-носителя провел 16 октября 1961 года один полёт с проведением подобных испытаний с зарядом большой мощности.
Подготовка самолётов к летным испытаниям и подготовка контрольно-измерительной аппаратуры, установленной на самолётах, производились накануне дня испытаний. Установка изделия под самолёт производилась на 40-тонном прицепе МАЗ-5208 с 3 часов 15 минут до 4 часов 15 минут 30 октября 1961 года.
Высота полёта самолёта-носителя над уровнем цели составляла 10,5 километра, а высота полёта самолёта-лаборатории — 10,25 километра. Для уменьшения уровня воздействия светового излучения на самолёт-лабораторию был предусмотрен дополнительный уход самолёта-лаборатории от места взрыва по сравнению с самолётом-носителем на 12-15 километров. Время полёта самолётов до момента сбрасывания заряда составило 2 часа 3 минуты.
Время падения заряда в составе парашютной системы торможения до момента подрыва составило 188 секунд. Удаление самолёта-носителя от места взрыва к моменту взрыва составило около 39 километров, а удаление самолёта-лаборатории — 53,5 километра.
По наблюдению членов экипажей самолётов, процесс развития облака взрыва продолжался около 40 минут. Через 45 секунд после взрыва верхняя граница облака взрыва достигла высоты 30 километров, после чего облако развивалось в основном в поперечном направлении. Через 35 минут после взрыва облако имело двухъярусную структуру с диаметром верхнего яруса 95 километров и диаметром нижнего яруса 70 километров. Облако взрыва очень долго сохраняло свою форму и было видно на расстоянии до 800 километров.
В момент взрыва появилась яркая вспышка, которая длилась 30 секунд. Общее световое воздействие длилось 70 секунд. В процессе светового воздействия ощущалась повышенная температура. Фронт ударной волны догнал самолёт на удалении 115 километров через 8 минут 20 секунд после сбрасывания заряда. Воздействие ударной волны ощущалось в виде слабого встряхивания, без фактического изменения режима полёта самолёта.
Самолёт-лаборатория находился к моменту прихода ударной волны через 13 минут 45 секунд после сбрасывания боезаряда на расстоянии 205 километров от места взрыва. Взрыв наблюдался в различных точках побережья на островах Северного Ледовитого океана. В губе Белушья (около 280 километров от места взрыва) была отмечена яркая вспышка. Отраженные ударные волны различной интенсивности регистрировалось в течение времени более 40 минут.
На острове Диксон в промежутке времени 12 часов 13 минут - 12 часов 23 минуты были слышны звуки, подобные артиллерийской канонаде. К востоку от острова Диксон слабые звуковые раскаты слышали сотрудники ряда станций.
Прогнозируемое направление оси следа облака взрыва составило 100 градусов. Радиационная разведка, проведенная через двое суток после взрыва по Карскому побережью Новой Земли, не обнаружила загрязнения территории, обусловленного взрывом 30 октября 1961 года.
По данным измерений радиоактивное загрязнение в результате взрыва практически не представляло опасности для участников испытаний, населения районов, прилегающих к полигону, а также для промысловых районов рыбного лова.
Проведение испытаний боевого заряда столь большой мощности при относительно низком воздействии на окружающую среду было крупным технологическим достижение того времени.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 марта 1962 года за мужество и героизм, проявленные при проведении воздушных ядерных испытаний ведущему штурману самолёта-носителя ТУ-95 майору Ивану Никифоровичу Клещу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 11132).
С сентября 1966 года полковник И.Н. Клещ — в запасе. Жил в Киеве. Скончался 5 августа 1989 года. Похоронен в Киеве на Лукьяновском военном кладбище.
Награжден двумя орденами Ленина, орденом Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Отечественной войны 2-й степени, орденом Красной Звезды, медалями.
Биографию подготовил:
Герои атомного проекта. – Саров, 2005.
Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.