Верников Яков Ильич
Герой Советского Союза
Герой Советского Союза
Медаль № 5294
Верников Яков Ильич – штурман 147-го гвардейского истребительного авиационного полка (Прибалтийский фронт), гвардии капитан.
Родился 31 октября 1920 года в городе Спас-Деменск Калужской области. Еврей. С 1921 жил в Смоленске. Окончил 10 классов школы. Занимался авиамодельным и планерным спортом в Смоленском аэроклубе. В 1938 году окончил самолётное отделение Смоленского аэроклуба и был оставлен в нём лётчиком-инструктором.
В армии с октября 1938 года. В мае 1940 года окончил Одесскую военную авиационную школу лётчиков. После её окончания служил в строевых частях ВВС (истребительная авиация) в Белоруссии.
С июля 1941 года Я.И.Верников участвовал в Великой Отечественной войне в составе 234-го истребительного авиационного полка, который входил в состав Западного фронта ПВО. В этом полку Яков Ильич прошёл должности лётчика, заместителя командира авиаэскадрильи, командира авиаэскадрильи. С апреля 1944 года – штурман 147-го гвардейского истребительного авиационного полка (Прибалтийский фронт). Войну закончил помощником командира полка по воздушно-стрелковой службе.
За мужество и героизм, проявленные в боях, гвардии капитану Якову Ильичу Верникову 18 ноября 1944 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 5294).
Всего за время войны совершил 424 боевых вылета, провёл 68 воздушных боёв, в которых сбил лично 16 самолётов противника и 1 в паре с ведомым.
С февраля 1946 года – лётчик-испытатель Лётно-исследовательского института. В 1956 году окончил Военно-воздушную академию (Монино).
С июля 1966 по 1975 годы – старший лётчик-испытатель ОКБ С.В.Ильюшина. Поднял в небо и провёл испытания пассажирского самолёта Ил-62М. Участвовал в испытаниях самолётов Ил-18, Ил-38, Ил-62, Ил-76. В 1972 году провёл испытания системы дозаправки в воздухе самолёта Ил-38 (в том числе – ночью).
В 1975 году установил 4 мировых авиационных рекорда грузоподъёмности на самолёте Ил-76.
С декабря 1975 года генерал-майор авиации Я.И.Верников – в запасе. За время лётной работы он освоил около 140 типов самолётов и планеров.
С июня 1976 года работал в ОКБ А.С.Яковлева, вначале – заместителем начальника лётно-испытательного комплекса, а в 1979-1985 годах – исполняющим обязанности начальника лётно-испытательного комплекса. С августа 1985 года – ведущий инженер по лётным испытаниям. В июне 1988 года Я.И.Верников ушёл на пенсию.
Жил в городе Жуковский Московской области, в последние годы жизни - в Москве. Умер 30 сентября 1993 года. Согласно его завещанию, был похоронен в Жуковском на Быковском кладбище.
На родине, в городе Спас-Деменск Калужской области, в Аллее Славы установлен обелиск.
Генерал-майор авиации (1971). Заслуженный лётчик-испытатель СССР (1960), заслуженный мастер спорта СССР (1975). Награждён 2 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 4 орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й степени, Трудового Красного Знамени, 3 орденами Красной Звезды и 13 медалями.
С приходом в Лётно-исследовательский институт, расположенный в подмосковном городе Жуковский, Я.И.Верников принимает участие в испытаниях немецкого трофейного реактивного самолёта «Мессершмитт-163» (в планерном варианте), отечественного реактивного самолёта Як-15.
Вскоре Яков Ильич становится признанным мастером испытаний на штопор: он проводит испытания на штопор первого отечественного реактивного самолёта МиГ-9 (в 1948 году) и испытания МиГ-15 на прямой и перевёрнутый штопор (в 1949-1950 годах). 16 апреля 1949 года Я.И.Верников выполняет первый полёт на опытном всепогодном двухместном истребителе-перехватчике ОКБ А.И.Микояна И-320 («Р-2»), а в 1949-1950 годах совместно с С.Амет-Ханом проводит его заводские испытания. В 1949-1950 годах Я.И.Верников участвует в полётах по отработке системы заправки самолёта Ту-4, первым проводит заправку ночью.
Уже в декабре 1948 года ему присваивается 2-й, а в декабре 1950 года – 1-й класс лётчика-испытателя.
В 1951 году Я.И.Верников совместно с В.А.Комаровым проводит испытания самолёта СЕ, созданного на базе МиГ-15. На этой летающей лаборатории были увеличенные вверх киль и руль, а также более жёсткое крыло чуть большей площади. На самолёте МиГ-17Ф Я.И.Верников одним из первых в стране достиг скорости звука в горизонтальном полёте. 5 октября 1952 года Я.И.Верников выполнил первый полёт на самолёте «150» немецких конструкторов и в 1952-1953 годах провёл его испытания.
Во второй половине 1950-х годов Я.И.Верников активно сотрудничает с ОКБ О.К.Антонова. В частности, он выполняет первые полёты на Ан-8 (11 февраля 1956), Ан-10 (7 марта 1957), Ан-12 (16 декабря 1957) и проводит их заводские испытания. В 1958-1959 годах Яков Ильич проводит испытания Ан-10 и Ан-12 на критических режимах и на больших углах атаки.
20 сентября 1960 года Якову Ильичу Верникову было присвоено звание «Заслуженный лётчик-испытатель СССР» (№ знака – 21).
В 1962 году Я.И.Верников участвует в испытаниях самолёта дальнего радиолокационного обнаружения Ту-126.
4 июля 1975 года на самолёте Ил-76 экипаж под командованием Я.И.Верников установил 4 мировых авиационных рекорда: высоты полёта с грузом 60, 65 и 70 тонн (равную 11.875 метрам) и максимального груза, поднятого на высоту 2.000 метров (70.121 кг). За установление этих рекордов, в 1975 году Я.И.Верникову было присвоено звание «Заслуженный мастер спорта СССР».
Биографию подготовил: