Квочур Анатолий Николаевич
Герой Российской Федерации
Герой Российской Федерации
Медаль № 7
Квочур Анатолий Николаевич – лётчик-испытатель Лётно-испытательного института имени М. М. Громова (город Жуковский Московской области).
Родился 16 апреля 1952 года в селе Мазуровка Могилёв-Подольского района Винницкой области Украинской ССР (ныне – Украины) в семье агронома. Окончил 10 классов.
В Вооружённых Силах СССР с 1969 года. В 1973 году окончил Ейское высшее военное авиационное училище летчиков имени В. М. Комарова. Служил в авиационных частях Группы советских войск в Германии, где был лётчиком и командиром звена в авиационном полку истребителей-бомбардировщиков.
В 1977 году А. Н. Квочур уволился в запас в связи с поступлением в Школу лётчиков-испытателей Министерства авиационной промышленности СССР, в которую поступил по рекомендации Героя Советского Союза легендарного летчика-испытателя А. В. Федотова. Впоследствии Федотов никогда не оказывал помощь молодому курсанту – своему протеже. Очевидно, что он предоставил ему возможность самостоятельно оправдать оказанное доверие, но, видимо, следил за его учёбой и работой. В 1978 году окончил Школу лётчиков-испытателей. С декабря 1978 года – лётчик-испытатель авиастроительного завода в городе Комсомольск-на-Амуре (Хабаровский край). Испытывал серийные МиГи.
С апреля 1981 года – лётчик-испытатель Опытно-конструкторского бюро (ОКБ) имени А. И. Микояна. В 1985 году окончил Московский авиационный институт. За годы работы в ОКБ имени А. И. Микояна провёл многочисленные испытания новейших самолётов ОКБ. Он испытывал МиГ-23, МиГ-25, палубный и обычный варианты МиГ-29.
С МиГ-29 связано много страниц в биографии А. Н. Квочура. Это и достижение в 1982 году предельной по прочности самолёта перегрузки в 9 (!) единиц. Это и испытания на нём всего комплекса ракетных вооружений нового поколения (ракеты «воздух – воздух» и «воздух – поверхность») от сброса макетов до стадии боевого применения. Это и первые полёты на палубном варианте МиГ-29, когда в стране ещё никто не имел опыта полётов в палубной авиации. Это первые в СССР взлёт и посадка с палубы авианосца «Адмирал Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецов» в ночное время (1990). Это и известное всему миру по кадрам кинохроники катапультирование на авиасалоне в Ле-Бурже в 1989 году, когда при пролёте над толпами людей на сверхмалой высоте в двигатель самолёта попала птица, машина завалилась на крыло и за 7 секунд лётчик успел направить её на единственный свободный пятачок лётного поля. Сам катапультировался менее чем за 2 секунды до удара с землёй. На земле за это время никто так и не понял, что произошло, и никто не получил ни единой царапины.
Указом Президента Российской Федерации от 17 ноября 1992 года за мужество и героизм, проявленные при испытании, доводке и освоении новых образцов авиационной техники, Квочуру Анатолию Николаевичу присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением знака особого отличия – медали «Золотая Звезда».
С марта 1991 по май 2003 года А. Н. Квочур – лётчик-испытатель Лётно-испытательного института (ЛИИ) имени М. М. Громова и начальник лаборатории эргономики ЛИИ. В 1992 году организовал и возглавил в ЛИИ имени М. М. Громова государственное предприятие «Пилотажная группа «Лётчики-испытатели»», которое в 1996 году реорганизовано в ФГУП «Пилотажно-исследовательский центр». Главными целями предприятия являются выполнение исследовательских программ по проектированию органов управления самолётами, спутниковой радионавигации, дозаправки в воздухе, сверхдальним перелётам, манёвренности и авиационной медицине, а также профессиональные воздушные показы российских самолётов. Производит впечатление уже один перечень стран, где блистали своим мастерством пилоты группы во главе со своим руководителем: Великобритания (авиасалон «Фарнборо»), Франция (авиасалон «Ле-Бурже»), Австралия, Таиланд, Объединённые Арабские Эмираты (авиасалон «Дубай»), Чехия, Сингапур, Индонезия, Китайская Народная Республика, Перу, Швейцария, Бельгия, Нидерланды, Италия, Австрия, Польша, Финляндия, Малайзия.
В 1995 году Анатолий Квочур выполнил уникальный полёт из Москвы в Австралию и обратно. В 1999 году во взаимодействии с 37-й армией Верховного Главнокомандования (стратегическая авиация России) Анатолий Квочур выполнил два сверхдальних перелёта на одноместном истребителе Су-27 через Северный полюс по замкнутому маршруту, примерно по 15 тысяч километров каждый с дозаправками в воздухе. В этих полётах исследовались новые научно-технические разработки, в том числе спутниковый радионавигационный комплекс, бортовое компьютерное оборудование, различные индикаторы и самописцы. Именно по спутниковым данным велись поиск и сближение истребителя с самолётами-заправщиками. Велось непрерывное медико-физиологическое обследование самого лётчика. В сентябре 2006 года лётчики-испытатели Анатолий Квочур и Сергей Коростиев выполнили на двухместном учебно-боевом истребителе Су-30 беспосадочный полёт в память легендарного перелёта В. П. Чкалова 1936 года по маршруту Москва – Дальний Восток (остров Чкалова) – Москва. Дальность полёта – свыше 12,5 тысячи километров, продолжительность – свыше 15 часов, 4 заправки в воздухе. Испытана в действии новая цифровая кабина пилота, где вся информация выводится на один дисплей, заменяющий сотни индикаторов и датчиков.
С 1995 по 2003 год А. Н. Квочур – заместитель начальника ЛИИ имени М. М. Громова по оборонной тематике. С 2005 года – главный конструктор ФГУП «Пилотажно-исследовательский центр» (до 2005 года являлся президентом этого предприятия). С 2003 по 2008 год – лётчик-испытатель ОАО «ОКБ Сухого». С 2005 года – вновь лётчик-испытатель ОКБ имени А. И. Микояна. С 2005 по 2007 год – начальник Лётно-испытательного центра – первый заместитель начальника Лётно-испытательного института имени М. М. Громова, а с июня 2005 года – первый заместитель начальника ФГУП «Лётно-испытательного института имени М. М. Громова». Несмотря на солидный возраст, продолжал много летать. Пилотаж в его исполнении считался непревзойдённым по своей сложности и красоте. Фигуры высшего пилотажа без пауз сменяли друг друга на предельно малой высоте. За этим стояло высочайшее мастерство самого лётчика, глубочайшее знание самолёта, умение использовать все возможности машины. Многие фигуры высшего пилотажа реактивных истребителей разработаны самим лётчиком, им же созданы методики их применения и обучения пилотов. Когда пресса рассказывает о полётах Квочура, эпитеты «русская летающая легенда», «лётчик от бога» и им подобные льются рекой.
Всего А. Н. Квочуром освоено и испытано свыше 90 типов и модификаций самолётов. В 2005 году им установлены 11 мировых рекордов на самолёте Су-27. Его общий налёт – около 4800 часов, в том числе свыше 3000 часов испытательного налёта. Обладатель 3 патентов на изобретения. В 1999 году окончил Академию государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Жил в городе Жуковский Московской области. Умер 15 апреля 2024 года. Похоронен на федеральном воинском мемориале «Пантеон защитников Отечества» в Мытищинском районе Московской области.
Подполковник. Награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» 3-й степени (15.01.1998), советским орденом Трудового Красного Знамени (03.11.1988), медалями.
Заслуженный лётчик-испытатель СССР (06.11.1990).
Биографию подготовил:
Балаков И.Б., Симонов А.А. Испытатели «МиГов». Жуковский, 1999
Васин В.П., Симонов А.А. Испытатели ЛИИ. Жуковский, 2001
Симонов А.А. Заслуженные испытатели СССР. – Москва, 2009.