Фёдоров Иван Евграфович
Герой Советского Союза
Герой Советского Союза
Медаль № 8303
Орден Ленина № 68028
Фёдоров Иван Евграфович — лётчик-испытатель ОКБ-301 Министерства авиационной промышленности СССР, полковник.
Родился 10 (23) февраля 1914 года в городе Харьков. Русский. С 1918 года жил в городе Луганск. В 1921-1927 годах беспризорничал. В 1928 году окончил 5 классов школы, в 1930 году — вечерний рабфак при Донецком институте народного образования, в 1931 году — школу ФЗУ, в 1932 году — 1 курс Луганского педагогического института.
Работал на Луганском паровозостроительном заводе: слесарем-инструментальщиком (1929-1930), помощником машиниста и машинистом маневрового паровоза (1930-1932). С 1929 года без отрыва от производства занимался в Луганской школе Осоавиахима, летал на планерах.
В армии с февраля 1932 года. В августе 1932 года окончил Луганскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в ВВС младшим лётчиком и командиром звена истребительной авиаэскадрильи (в Украинском военном округе, город Житомир).
Участник Гражданской войны в Испании: в мае 1937 – январе 1938 — лётчик истребительной авиагруппы республиканских ВВС. Совершил около 150 боевых вылетов на истребителе И-16, в воздушных боях сбил 2 самолёта противника.
После возвращения из Испании служил командиром отдельного авиаотряда, помощником командира и командиром истребительного авиаполка (в Киевском военном округе, город Житомир). В 1939 году окончил Липецкие высшие авиационные курсы усовершенствования. Продолжил службу в ВВС командиром истребительного авиаполка (в Ленинградском военном округе; город Великие Луки ныне Псковской области).
В мае-октябре 1940 года — лётчик-испытатель авиазавода № 21 (город Горький, ныне Нижний Новгород). Испытывал серийные истребители И-16.
С ноября 1940 года был в командировке в Китае. В это время при помощи советских специалистов в городе Урумчи был построен авиазавод № 600, на котором строились истребители И-16. Начальником лётно-испытательной станции этого авиазавода был назначен И.Е. Фёдоров. В мае 1941 года, после катастрофы лётчика-испытателя С.Н. Викторова, он был снят с этой должности и остался работать на заводе рядовым лётчиком-испытателем.
В феврале 1942 года вернулся на авиазавод № 21 (город Горький), где испытывал серийные истребители ЛаГГ-3. В июле 1942 года, перегоняя ЛаГГ-3 на фронт, самовольно остался на Калининском фронте.
Участник Великой Отечественной войны: в июле-августе 1942 — старший инспектор по технике пилотирования Управления 3-й воздушной армии, в августе-октябре 1942 — командир группы лётчиков-штрафников 3-й воздушной армии, в октябре-декабре 1942 — командир 157-го истребительного авиационного полка, в декабре 1942 – апреле 1943 — командир 256-й истребительной авиационной дивизии. Воевал на Калининском фронте. Участвовал в Ржевско-Сычёвских и Ржевско-Вяземской операциях.
В 1943 году окончил Курсы начальствующего состава. В апреле 1943 – июне 1944 — командир 273-й истребительной авиационной дивизии, в июне 1944 – мае 1945 — заместитель командира 269-й истребительной авиационной дивизии. Воевал на Центральном (апрель-октябрь 1943), Белорусском (октябрь 1943 – февраль 1944), 1-м Белорусском (февраль-июнь 1944), 3-м (июнь-октябрь 1944) и 2-м (октябрь-ноябрь 1944) Прибалтийском, 2-м Белорусском (ноябрь 1944 – май 1945) фронтах. Участвовал в Орловской, Черниговско-Припятской, Гомельско-Речицкой, Псковско-Островской, Тартуской, Рижской, Млавско-Эльбингской, Восточно-Померанской и Берлинской операциях.
Всего за время войны совершил 118 боевых вылетов на истребителях ЛаГГ-3, Як-1, Як-3, Як-7, Як-9 и Ла-5, в 15 воздушных боях сбил лично 8 и в группе 2 самолёта противника.
В сентябре 1945 – сентябре 1949 — старший лётчик-испытатель ОКБ С.А.Лавочкина. В числе первых начал испытывать отечественные реактивные истребители. Провёл испытания реактивных самолётов Ла-150 (1946-1947), Ла-150М (1947), Ла-150Ф (1947), Ла-156 (1947), Ла-174ТК (1948), Ла-174 (1948), Ла-168 (1948), Ла-174 (1948), Ла-174Д (Ла-15) (1948) и Ла-176 (1948). В 1947 году поднял в небо и провёл испытания первого отечественного самолёта со стреловидным крылом Ла-160. В 1948 году при испытаниях самолёта Ла-168 первым в стране достиг скорости 1.000 км/ч. 11 мая 1948 года покинул аварийный реактивный самолёт Ла-174 с парашютом. 26 декабря 1948 года во время испытаний самолёта Ла-176 одним из первых в стране достиг скорости звука в полёте со снижением.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 марта 1948 года за мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники полковнику Фёдорову Ивану Евграфовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
В 1949 году окончил курсы при Школе лётчиков-испытателей. В сентябре 1949 – июле 1950 — лётчик-испытатель ОКБ-1 (город Дубна Московской области). В 1949 году поднял в небо и провёл испытания опытного самолёта немецких конструкторов «140-Р».
В июле 1950 – декабре 1953 — лётчик-испытатель Научно-исследовательского института самолётного оборудования. Принимал участие в испытаниях различного самолётного оборудования на самолётах Як-3, Як-7Б, Як-9В, Ту-2, Ил-12, Ил-28 и МиГ-15.
С марта 1954 года полковник И.Е. Фёдоров — в запасе. В 1955-1956 годах работал в редакции журнала «Международная жизнь», в 1956-1960 годах — ответственным референтом спецотдела Управления делами Министерства иностранных дел СССР. В 1960-1963 — сотрудник посольства СССР в Тунисе, до 1974 года работал референтом в Министерстве иностранных дел СССР.
Жил в городе Химки Московской области, с середины 1960-х годов — в Москве.
Умер 12 февраля 2011 года. Похоронен на Покровском кладбище Наро-Фоминского городского округа Московской области.
Полковник (1943), лётчик-испытатель 1-го класса. Награждён орденом Ленина (5.03.1948), 4 орденами Красного Знамени (28.10.1937; 3.03.1938; 31.07.1948; 13.06.1952), орденом Александра Невского (16.12.1943), 4 орденами Отечественной войны 1-й степени (5.01.1943; 6.06.1945; 20.09.1947; 11.03.1985), орденами Отечественной войны 2-й степени (14.10.1944), Красной Звезды (30.04.1947), российским орденом Почёта (10.08.2004), медалью «За боевые заслуги» (3.11.1944) и другими медалями.
В городе Химки Московской области установлен бюст И.Е. Фёдорова, а на доме, в котором он жил, и на улице, носящей его имя, — мемориальные доски.
Биографию подготовил:
Бодрихин Н.Г. Советские асы. М., 1998
Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.
Звягинцев В.Е. Трибунал для героев. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005
Личное дело
Свидетельство Героя или его родных
Советские асы 1941-1945. Автор-составитель М.Ю.Быков. М.: Яуза Эксмо, 2008
Учётно-послужная карта
Шелест И.И. Лечу за мечтой. М., 1989
Шелест И.И. С крыла на крыло. М., 1977