Полукаров Николай Тихонович
Герой Советского Союза
Герой Советского Союза
Медаль № 6075
Полукаров Николай Тихонович - командир звена 140-го гвардейского штурмового авиационного полка 8-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии 1-го гвардейского штурмового авиационного корпуса 2-й воздушной армии 1-го Украинского фронта, гвардии лейтенант.
Родился 25 сентября 1921 года в деревне Бобровка Веневского района Тульской области в крестьянской семье. Русский. Член КПСС с 1944 года. Окончил два курса химического техникума и аэроклуб в Туле.
В 1939 году призван в ряды Красной Армии. В 1941 году окончил Таганрогскую военно-авиационную школу пилотов. В боях Великой Отечественной войны с июля 1943 года. Воевал на Воронежском, Степном, 1-м Украинском и 2-м Украинском фронтах.
Командир звена 140-го гвардейского штурмового авиационного полка гвардии лейтенант Н.Т. Полукаров к январю 1945 года совершил 92 успешных боевых вылета на Ил-2 на штурмовку войск противника. Провел 14 воздушных боёв, где сбил 3 самолёта противника. Всего за годы Великой Отечественной войны совершил 118 боевых вылетов.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования по уничтожению живой силы и техники противника и проявленные при этом мужество и героизм гвардии лейтенанту Николаю Тихоновичу Полукарову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".
После окончания Великой Отечественной войны продолжал службу в ВВС. В 1951 году окончил Военно-Воздушную академию. Летал на реактивных машинах. С 1958 года полковник Н.Т. Полукаров — в запасе. Работал преподавателем в политехническом институте на кафедре гражданской обороны. Автор свыше 20 научных и учебно-методических работ. Написал книгу «Атакует "черная смерть"», выдержавшую несколько изданий. Жил в городе Тула. Скончался 22 мая 1996 года. Похоронен в Туле на кладбище №1.
Награждён орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды, медалями.
Из воспоминаний Героя:
Срыв железнодорожных перевозок, осуществляемый авиацией, наносит громадный материальный ущерб и отражается на ходе операции, в особенности там, где к линии фронта идет незначительное количество путей сообщения.
4 декабря 1944 года группой из 8 самолетов Ил-2, ведомой Героем Советского Союза Евсюковым, был нанесен удар по крупной железнодорожной станции Тарнув (Польша) (я был заместителем).
Предварительной разведкой было установлено большое скопление железнодорожных эшелонов на станции. Метеорологическая обстановка, не позволившая нашим истребителям прикрывать нас, а также сильное прикрытие цели зенитным огнем усложняли выполнение задачи.
Для выполнения задания средствами поражения были избраны бомбы «ФАБ-50» и «ФАБ-100», «PC-82» и пулеметно-пушечный огонь.
Метеообстановка в районе аэродромов — облачность 150-200 метров, пока мы следовали к цели, облачность стала подниматься и на середине маршрута уже достигла 400-500 метров.
Был избран боевой порядок: две четверки в кильватере, дистанция между ними не превышала 500 метров, принижение задней — 50 метров. Перед целью облачность разорвалась, образуя окна; это дало возможность лететь за облаками и выйти на цель внезапно.
Атака цели (по эшелонам на путях) производилась последовательно двумя четверками с планирования под углом 20-25 градусов к путям станции.
В результате нескольких атак было разбито и повреждено 7 железнодорожных эшелонов. Это подтвердили наблюдения экипажей, фотоконтроль группы и летавшие после разведчики. Несмотря на то, что станцию прикрывали зенитным огнем 3 батареи ЗА и несколько батарей МЗА, мы не понесли потерь, так как вышли на цель внезапно и в районе зенитного огня производили маневр. Последний производился главным образом по высоте, с уходом от цели на повышенной непостоянной скорости и изменении направления.
Биографию подготовил:
Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.
Сто сталинских соколов. В боях за Родину. - 2е изд, доп. - М.: Яуза, Эксмо, 2005