Максимов Николай Васильевич
Герой Советского Союза
Герой Советского Союза
Медаль № 8000
Орден Ленина № 52444
Максимов Николай Васильевич – штурман 624-го штурмового авиационного полка (308-я штурмовая авиационная дивизия, 3-й штурмовой авиационный корпус, 2-я воздушная армия, 1-й Украинский фронт), капитан.
Родился 27 ноября (10 декабря) 1915 года в деревне Куприяновка Инжавинской волости Кирсановского уезда Тамбовской губернии (ныне не существует, территория Землянского сельсовета Инжавинского района Тамбовской области). Русский. Окончил 7 классов школы, в 1933 году – школу фабрично-заводского ученичества в Тамбове, в 1936 году – 2 курса Тамбовского техникума механизации сельского хозяйства.
В армии с августа 1936 года. В декабре 1938 года окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков. В декабре 1938 – феврале 1941 – лётчик-инструктор Мелитопольского военного авиационного училища. С февраля 1941 – лётчик-инструктор, помощник командира отряда и командир звена Мелитопольской военной авиационной школы стрелков-бомбардиров, в сентябре 1941 года эвакуированной в город Новоузенск Саратовской области.
Участник Великой Отечественной войны: в ноябре 1942 – феврале 1943 – заместитель командира авиаэскадрильи 672-го штурмового авиационного полка. Воевал в составе Северной группы войск Закавказского фронта (ноябрь – декабрь 1942). Участвовал в битве за Кавказ.
С февраля 1943 – командир авиаэскадрильи и штурман 624-го штурмового авиационного полка. Воевал на Брянском (май – октябрь 1943), 2-м Прибалтийском (октябрь – ноябрь 1943), 1-м Прибалтийском (ноябрь 1943 – март 1944), 3-м Белорусском (июнь – сентябрь 1944) и 1-м Украинском (ноябрь 1944 – май 1945) фронтах. Участвовал в Орловской и Брянской операциях, наступательных боях на витебско-полоцком направлении, Городокской, Витебской, Витебско-Оршанской, Минской, Вильнюсской, Каунасской, Сандомирско-Силезской, Нижнесилезской, Верхнесилезской, Берлинской и Пражской операциях.
За время войны совершил 159 боевых вылетов на штурмовике Ил-2 для нанесения бомбо-штурмовых ударов по живой силе и технике противника, в воздушных боях лично сбил 6 самолётов противника.
За образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом отвагу и геройство Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года майору Максимову Николаю Васильевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»*.
После войны до августа 1945 года продолжал службу командиром авиаэскадрильи 624-го штурмового авиационного полка (в Группе советских войск в Германии). Летал на штурмовике Ил-2.
В мае 1946 года окончил Высшую офицерскую школу штурманов ВВС (город Краснодар). В августе – декабре 1946 – лётчик-инспектор по технике пилотирования 206-й штурмовой авиационной дивизии (в Прикарпатском военном округе; город Броды Львовской области, Украина). Летал на штурмовиках Ил-2 и Ил-10.
В мае 1951 года окончил Военно-воздушную академию (Монино). В мае – июне 1951 – командир 176-го гвардейского штурмового авиационного полка (в Закавказском военном округе; город Цулукидзе, ныне город Хони, Грузия). Летал на штурмовике Ил-10.
С июня 1951 – заместитель начальника 23-го военного авиационного училища штурманов по лётной подготовке (село Бада ныне Хилокского района Забайкальского края).
Погиб в авиакатастрофе 8 марта 1952 года при исполнении служебных обязанностей. Похоронен на кладбище села Бада Хилокского района Забайкальского края.
Награждён 2 орденами Ленина (23.02.1945; 27.06.1945), 2 орденами Красного Знамени (02.08.1943; 25.03.1944), орденами Александра Невского (23.01.1944), Отечественной войны 1-й степени (22.02.1945), медалью «За боевые заслуги» (30.04.1947), другими медалями.
Его именем названа улица в посёлке Инжавино Тамбовской области.
Примечание:
1) Награждён за выполнение 131 боевого вылета (на 21 марта 1945 года).
Воинские звания:
младший лейтенант (20.12.1938)
лейтенант (28.02.1942)
старший лейтенант (08.07.1943)
капитан (17.11.1943)
майор (04.04.1945)
подполковник (06.05.1949)
Из воспоминаний Героя:
8 августа 1944 года мне было приказано группой 12 Ил-2 под прикрытием 6 Як-1 нанести удар по танкам и живой силе противника, введенным в прорыв южнее Вильковишкис.
При подходе к цели на высоте 950-1050 метров я заметил группу вражеских самолетов Ю-87 в сопровождении небольшого количества истребителей. Группа, как впоследствии было установлено, состояла из 28 Ю-87, 4 ФВ-190 и 2 Ме-109.
Посты ВНОС наблюдать вражеские самолеты, очевидно, не смогли — мешала облачность (на высоте 600— 700 метров 5-6 баллов). Со станции наведения никаких предупреждений о приближении вражеской группы не было; они передавали, что в воздухе все спокойно. Я сообщил свои наблюдения на станцию наведения. Ответная радиограмма задерживалась. Я решил во что бы то ни стало не допустить вражеские самолеты к цели (не дать им возможности сбросить бомбы на боевые порядки наших войск) и прекратил заход на цель.
Чтобы не терять времени, я повел свою группу с бомбовой нагрузкой в лобовую атаку против вражеских бомбардировщиков. Об этом я передал на станцию наведения, предупредив свою группу. Истребителям сопровождения приказал связать истребителей противника. Перед самой атакой, когда я уже находился на территории противника, получил ответ со станции наведения, подтверждающий правильность моих действий.
Моя группа находилась на 75-100 метров ниже вражеской в боевом порядке шестерок в правом «пеленге».
При сближении я увеличил скорость до максимальной. Не доходя 500-600 метров, я сделал «горку» и с дистанции 200-300 метров открыл огонь из всех огневых точек. Моему примеру последовали все летчики. Атака была неожиданной, и вражеская группа была застигнута в плотном строю. В первой лобовой атаке нам удалось сбить 3 Ю-87. Из люков некоторых самолетов противника посыпались бомбы. Вся группа беспорядочно один за одним стала уходить от нас пикированием и разгружаться от бомб на головы своих войск.
На высоте 150-200 метров мы еще раз встретились, опять почти в лоб. На высоте Ю-87 легко уходили от нас пикированием, но на малой высоте они потеряли эти преимущества, и наши шансы на успех боя увеличились. Ю-87, не выдерживая лобовых атак, отворачивались с небольшим снижением.
В начале разворота Ю-87 по отношению приближающегося к нему Ил-2 находился как будто в мертвом положении. Если Ил-2 успевал сократить дистанцию до 150-100 метров, пока Ю-87 еще не успевал развернуться на 90 градусов, то очереди с Ил-2 были очень эффективными.
При второй встрече штурмовиками было сбито еще два Ю-87. Видя безвыходность своего положения, бомбардировщики противника приняли боевой Порядок, подобный нашей «змейке». При таком положении производить атаки с задней полусферы нам не удавалось из-за сильного огня воздушных стрелков. Пришлось произвести лобовые атаки ведущих самолетов. Такими атаками удалось расстроить их «змейку» и нарушить огневое взаимодействие между самолетами.
В этом последнем этапе боя нам удалось еще сбить два Ю-87, причем один из них был сбит моим воздушным стрелком старшим сержантом Дибривиным на попутно-параллельных курсах. К этому самолету я подстроился ниже справа так, что он и не увидел меня. Подстроиться к нему меня вынудило отсутствие боеприпасов в передних огневых точках.
Наши истребители, воспользовавшись паникой противника и нарушением огневого взаимодействия, сбили один Ю-87 и один ФВ-190. В последующих этапах боя они зорко охраняли штурмовиков.
В результате одиннадцатиминутного боя было сбито 8 Ю-87 и один ФВ-190.
После воздушного боя, который закончился в тылу противника, группа штурмовиков вернулась к своей цели и произвела 5 заходов.
Действуя по наземных целям, она сожгла 9 танков, 2 автомашины и один бронетранспортер.
При отходе от цели группа была атакована с бреющего полета двумя ФВ-190. Пришлось построить крутую «змейку» и, снизившись до малой высоты, уйти на бреющем полете на свой аэродром.
Эффективность действий штурмовиков и истребителей в воздушном бою была подтверждена офицерами связи, находившимися на станции наведения, кроме того, наземными войсками и фотоснимками специального разведчика.
Штурмовики потерь экипажей не имели, и только один самолет разбился при вынужденной посадке на лес.
При ведении воздушного боя на самолете Ил-2 (или ему подобных) против такого типа бомбардировщика, как Ю-87, желательно производить лобовые атаки с внезапным выходом снизу.
Необходимо учесть, что при ведении воздушного боя с бомбовой нагрузкой заметно ухудшаются некоторые качества самолета. Он боится разворота на уменьшенной скорости, дрожит, просится в штопор. Увеличивается скорость и радиус разворота, увеличивается просадка при выводе из пикирования, уменьшается набор высоты при производстве «горки». Поэтому, при возможности, желательно освободиться от бомб. Если обстановка не позволила сбросить бомбы до воздушного боя и последний приходится проводить с ними, то необходимо учитывать следующие особенности на малой высоте:
1. «Горку» прекращать раньше, так как скорость быстро гаснет и самолет в крайнем верхнем положении не слушается рулей.
2. Следить за скоростью на разворотах.
3. Раньше выводить из пикирования.
4. Идя в лобовую атаку, держаться чуть ниже противника, чтобы он не сумел проскочить вниз.
5. При удобном моменте использовать огонь воздушного стрелка, создавая ему выгодную позицию для стрельбы.
Биографию подготовил:
Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.
Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.
Сто сталинских соколов. В боях за Родину. - 2е изд, доп. - М.: Яуза, Эксмо, 2005
Учётно-послужная карта