Макаров Константин Васильевич
Герой Советского Союза
Герой Советского Союза
Медаль № 6128
Макаров Константин Васильевич - командир звена 74-го гвардейского штурмового авиационного полка 1-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии 1-й воздушной армии 3-го Белорусского фронта, гвардии старший лейтенант.
Родился 23 мая 1923 года в селе Личадеево Ардатовского района Нижегородской области в семье служащего. Русский. Член КПСС с 1943 года. Окончил 9 классов.
В 1940 году призван в ряды Красной Армии. В 1942 году окончил Ворошиловградскую военно-авиационную школу пилотов. В боях Великой Отечественной войны с октября 1942 года.
К августу 1944 года совершил 95 боевых вылетов на Ил-2, нанеся врагу значительный урон в боевой технике и живой силе. Совершил в ходе Великой Отечественной войны 130 успешных боевых вылетов.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года за мужество и героизм, проявленные при уничтожении живой силы и техники противника гвардии старшему лейтенанту Макарову Константину Васильевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 6128).
В 1945 году окончил Высшие офицерские летно-тактические курсы, в 1952 году — Военно-воздушную академию (Монино). Летал на реактивных боевых машинах. С 1960 года полковник К.В.Макаров — в запасе. Жил и работал в Ростове-на-Дону. Умер 27 февраля 1995 года.
Награждён орденом Ленина, 4 орденами Красного Знамени, орденами Богдана Хмельницкого 3-й степени, Александра Невского, 2 орденами Отечественной войны 1-и степени, орденом Красной Звезды, медалями.
Из воспоминаний Героя:
Нашему штурмовому авиационному полку в апреле 1945 года за день до массированного налета нашей авиации на город Кенигсберг была дана боевая задача: нанести бомбоштурмовой удар по аэродрому Нойтиф, расположенному западнее крепости порта Пиллау.
Для выполнения этой задачи было выделено три шестерки Ил-2. Бомбовая нагрузка двух шестерок, предназначенных для нанесения удара непосредственно по аэродрому, была «ФАБ-100» и «АО-25». Бомбовая нагрузка третьей шестерки, предназначенной для подавления зенитных точек, была «AО-10».
Две шестерки должны были бить непосредственно по аэродрому, а третья шестерка — одновременно по крепости Пиллау (на восточной стоянке пролива), откуда ожидался сильный зенитный огонь.
Взлетев 18 самолетами Ил-2, группа быстро собралась над аэродромом по большому кругу и под прикрытием истребителей Як-9, взлетевших с того же аэродрома (Растенбург), пошла по маршруту.
Шли строем «кильватер» шестерок на высоте 1200 метров с принижением на 50 метров.
Я вел вторую группу. К цели подходили с юга через залив. Когда цель стала видна, две ударные группы пошли со снижением на увеличенной скорости и интервалах, но на сомкнутой дистанции групп. Третья группа при подходе к цели стала в правый «пеленг». ЗА противника открыла огонь как с аэродрома, так и с крепости Пиллау, но третья группа, ведомая командиром АЭ капитаном Лысенко, встала в «круг» шестерки над крепостью Пиллау и открыла огонь по зенитным точкам. ЗА на аэродроме была непосредственно под нашим воздействием и не смогла причинить нам серьезных помех.
Первый заход на цель делали двумя группами, обстреливая цель из пушек, пулеметов и «PC» с целью противодействия зенитному огню.
После первого захода на цель двумя группами с высоты 600 метров, с планирования, одиночно с «круга» наносили бомбовые удары и производили штурмовые атаки, причем каждый сам выбирал для себя цель. Во время последующих заходов постепенно снизились до бреющего полета. Этот маневр помешал зенитной артиллерии вести прицельный огонь.
После шестого захода по сигналу ведущего на бреющем полете ушли от цели через залив Фритгаф. И по этому же сигналу третья группа ушла от цели вместе с нами. Уход от цели прикрывался нашими истребителями.
Истребители противника с этого аэродрома не взлетали, не взлетали и с соседнего, так как по нему в это же время наносился удар другими группами.
В этот вылет нами было уничтожено 13 самолетов ФВ-190 и Ме-109, подожжено и разрушено два ангара, несколько аэродромных построек, выведена из строя бетонированная полоса взлетного поля.
С нашей стороны потерь не было, за исключением двух поврежденных самолетов, которые благополучно вернулись на свой аэродром.
Значение этого вылета заключалось в том, что мы блокировали аэродромы противника и этим обеспечивали действия других видов авиации. В это время бомбардировщики всех типов, включая и Ил-2, со всех ближних и дальних аэродромов поодиночке и группами без непосредственного прикрытия истребителями производили в течение всего светлого времени суток эшелонированный налет на Кенигсберг.
Биографию подготовил:
Сто сталинских соколов. В боях за Родину. - 2е изд, доп. - М.: Яуза, Эксмо, 2005