Кириллов Александр Семёнович
Герой Советского Союза
Герой Советского Союза
Медаль № 7056
Кириллов Александр Семёнович — командир эскадрильи 41-го штурмового авиационного полка 198-й штурмовой авиационной дивизии 6-го штурмового авиационного корпуса 16-й воздушной армии 1-го Белорусского фронта, капитан.
Родился 30 мая 1921 года в селе Япрынцево Переволоцкого района Оренбургской области в крестьянской семье. Русский. Жил в Оренбурге. Окончил среднюю школу № 6.
В 1940 году призван в ряды Красной Армии. В 1942 году окончил Чкаловскую военно-авиационную школу пилотов. В боях Великой Отечественной войны с августа 1942 года.
Участие в боевых действиях сержант А.С. Кириллов начал командиром экипажа ИЛ-2. Прошёл в этой эскадрилье большой путь. В звании сержанта он был командиром экипажа ИЛ-2 — лётчиком, старшим лётчиком, командиром звена, заместителем командира эскадрильи, командиром эскадрильи, а уже в звании лейтенанта стал исполняющим обязанности командира эскадрильи.
С августа 1942 года полк А.С. Кириллова воевал во 2-й воздушной армии, затем в 15-й воздушной армии, до самого конца войны — в 16-й воздушной армии в составе Воронежского, Степного, Брянского, Центрального, Белорусского, 1-го Белорусского фронтов.
Член КПСС с 1943 года. В конце 1943 года А.С. Кириллов был назначен командиром эскадрильи. Он участвовал в Курской битве, в обороне и освобождении Воронежа, Белоруссии (операция "Багратион"), Украины, Польши (Висло-Одерская операция, участок Пултуск—Серотск), освобождении многих городов (Краков, Лодзь, Люблин, Кутно, Коло, Торуно, Варшава), в Берлинской операции.
К февралю 1945 года капитан А.С. Кириллов совершил 96 боевых вылетов на бомбардировку и штурмовку железнодорожных эшелонов, артиллерийских позиций, скоплений войск и техники противника. Уничтожил 22 танка, 77 автомашин, 37 орудий, много живой силы, сбил в воздушном бою самолёт противника, взорвал 2 склада с горючим.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за образцовое выполнение боевых заданий командования
на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство капитану Кириллову Александру Семёновичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
После окончания Великой Отечественной войны А.С. Кириллов был направлен в Липецк на курсы переподготовки лётчиков, которые должны были участвовать в войне с Японией. В 1947 году А.С. Кириллов поступил на командный факультет Военно-воздушной академии в Монино, которую окончил в 1951 году.
По окончании академии он был направлен в Прикарпатский военный округ, а через год — в Австрию на должность заместителя командира полка; позже он стал помощником командира дивизии по огневой и тактической подготовке. В 1956 году его дивизия была переведена на Украину в Кременчуг. В 1959 году А.С. Кириллов получил назначение в Воронеж в ордена Ленина Краснознамённый авиационный центр имени В.П. Чкалова. В 1960 году центр был перебазирован в Липецк, где А.С. Кириллов служил в различных должностях. С 1976 года полковник А.С. Кириллов — в запасе.
Выйдя на пенсию, А.С. Кириллов выступал на конференциях ветеранов войны в Москве, избирался депутатом в районный и городской Советы, был гостем Президента Российской Федерации на праздновании Дня Победы, участвовал в параде Победы в 1995, 2000 и 2001 годах. Жил в городе Липецк.
Умер 15 сентября 2016 года. Похоронен на Евдокиевском кладбище города Липецк.
Награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степени, двумя орденами Красной Звезды, орденом "За службу Родине в ВС СССР" 3-й степени, медалями.
Из воспоминаний Героя:
В сентябре 1944 года после успешных наступательных боев войска генерала Батова заняли плацдарм на правом берегу реки Нарев, севернее Варшавы в районе Пултусск-Сероцк.
Немецкое командование ценою любых потерь стремилось сбросить наши войска, закрепившиеся на правом берегу реки Нарев, вводя в бой танковые соединения, артиллерию и другую технику. В сентябре немцы подтянули к линии обороны в районе Пултусск новые подкрепления танков.
Утром я получил приказ: «Отыскать подошедшие танки юго-западнее Пултусска».
Вылетел на Ил-2 в составе пары под прикрытием пары Як. Ведомым был мой заместитель (командир первого звена старший лейтенант Симонов).
Район разведки прикрывался сильным огнем зенитной артиллерии, что затрудняло ведение разведки. К Пултусску подошел на высоте 1200 метров, затем, маневрируя по горизонтали и вертикали, плавными разворотами начал снижаться до высоты 600 метров.
Юго-западнее Пултусска 15-20 км на западной опушке леса заметил до 15-20 танков; из них часть — на обочинах дорог, часть — по окраине леса у дороги. С воздуха танки просматривались хорошо.
Закончив разведку, результаты передал открытым текстом на радиостанцию наведения, где лично присутствовал генерал-майор Токарев — командир штурмового корпуса. От него по радио получил приказ прилететь группой в составе двух авиаэскадрилий и ударить по обнаруженным танкам.
Сразу же после посадки я пересел на подготовленный мне самолет, поднялся в воздух в составе двух групп по 8 самолетов. Подгруппу вел старший лейтенант Симонов. Зарядка была 75 процентов «ПТАБ» и 10 процентов «АО-25». В подгруппе первое звено было загружено бомбами «ПТАБ», второе звено — «АО-25» с целью подавления зенитных средств противника.
При подходе к линии фронта связался с радиостанцией наведения. К цели подошел на высоте 1100 метров, атаку производил с левого разворота с планирования по одному. С первого захода на цель ведомым приказал не бросать бомбы, а смотреть разрывы моих бомб. Сбросив одну кассету, тем самым обозначил цель. Уточнив цель, ведомые по одному с планирования атаковали танки, одновременно пушечно-пулеметным огнем подавляли огонь ЗА. После удачно сброшенных бомб возникли очаги пожаров. Сделали 4 захода. Уход и сбор производились на «змейке» по звеньям в направлении на восток.
Потерь не было. В результате нанесенного удара было сожжено 8 танков и наблюдалось 3 пожара (не определено, что горело, предположительно — цистерны с горючим на прицепах).
Наши войска, продвинувшись вперед, также подтвердили эти результаты. Командующий армией, удерживающий плацдарм, объявил благодарность участникам штурмовки.
Нашим недостатком было не совсем правильное распределение в группе самолетов для подавления огня. Между атаками имелся большой разрыв, поэтому огонь с земли прекращался только тогда, когда на зенитки обрушивались истребители или штурмовики, в результате чего ведомые получили некоторые повреждения. Считаю необходимым в каждом звене выделять один-два самолета для подавления огня ЗА.
Большую помощь в подавлении оказала часть истребителей прикрытия.
ВЫВОД
Личная разведка ведущим и ведомым второй подгруппы, малый разрыв времени между разведкой и ударом обеспечили успех штурмовых действий.
Биографию подготовил:
Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.
Сто сталинских соколов. В боях за Родину. - 2е изд, доп. - М.: Яуза, Эксмо, 2005