Дважды Герой Советского Союза
ВВС: Лётчики-истребители
Супрун Степан Павлович

Супрун Степан Павлович

02.08.1907 - 04.07.1941

Дважды Герой Советского Союза

Даты указов

20.05.1940

Медаль № 461

Орден Ленина № 5699

22.07.1941

Супрун Степан Павлович – лётчик-испытатель Научно-испытательного института ВВС, майор;
командир 401-го истребительного авиационного полка (23-я смешанная авиационная дивизия, ВВС Западного фронта), подполковник.

Родился 20 июля (2 августа) 1907 года в селе Речки Речанской волости Сумского уезда Харьковской губернии (ныне Речковской сельской общины Сумского района Сумской области, Украина). Украинец. В 1910–1913 годах жил в США, с 1913 года – в Канаде. В 1924 году окончил 8 классов школы в городе Виннипег.

В 1924 году вместе с семьёй вернулся в СССР, жил в селе Вострово (ныне Волчихинского района Алтайского края) и городе Алма-Ата (Казахстан). С 1925 года работал учеником в каретной мастерской в городе Белополье (ныне Сумской области, Украина), в 1926–1928 годах – столяром мастерских в городе Сумы, в 1928–1929 годах – фрезеровщиком на Сумском машиностроительном заводе.

В армии с октября 1929 года. В марте 1930 года окончил школу младших авиационных специалистов в городе Смоленск и был направлен для обучения пилотированию в 83-й учебный авиаотряд, базировавшийся в Смоленске. Вскоре учебный авиаотряд был преобразован в школу пилотов Белорусского военного округа.

В июле 1931 года окончил школу пилотов Белорусского военного округа (город Смоленск). Служил в ВВС лётчиком и командиром звена 91-й истребительной авиационной эскадрильи (в Белорусском военном округе).

С июля 1933 – лётчик-испытатель Научно-испытательного института ВВС. Участвовал в испытаниях самолёта «Авиазвено», государственных испытаниях истребителей И-16 различных модификаций, И-21, И-180 и многих других самолётов.

В 1934–1939 годах участвовал в воздушных парадах, демонстрируя высший пилотаж над Красной площадью и на Тушинском аэродроме – как одиночный, так и в составе «красной пятёрки».

Участник войны с японскими интервентами в Китае: в июле 1939 – январе 1940 – командир истребительной авиагруппы. Совершил 83 боевых вылета (из них 7 – ночью) на истребителях И-15 и И-16 для отражения налётов японской авиации.

В январе 1940 года был отозван в Москву и включён в состав авиационной группы экономической делегации И.Ф. Тевосяна, направляемой в Германию для закупки образцов авиационной техники. Визит делегации в Германию состоялся в марте 1940 года. В Германии выполнил ряд полётов на немецких самолётах. В Германии и после возвращения в Советский Союз, производил облёт закупленных самолётов, среди которых были: Хе-100, Ме-109, Ме-110, До-215, Ю-88, ФВ-58.

За мужество и героизм, проявленные при испытаниях новой авиационной техники и в боях с японскими интервентами*, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 мая 1940 года майору Супруну Степану Павловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

После возвращения из Германии продолжил лётно-испытательную работу в Научно-испытательном институте ВВС. Провёл государственные испытания истребителей Як-1М, МиГ-3, ЛаГГ-3 и других самолётов.

23 июня 1941 года, на второй день войны, С.П. Супрун от имени командования НИИ ВВС внёс предложение лично И.В. Сталину по формированию полка из лётчиков-испытателей. И.В. Сталин одобрил инициативу и предложил сформировать как можно больше полков из лётчиков НИИ ВВС, дав на это всего трое суток.

В итоге было сформировано шесть полков из лётчиков, имевших значительный практический опыт, – два истребительных (на МиГ-3), один штурмовой (на Ил-2), два бомбардировочных (на Пе-2) и один дальнебомбардировочный (на Пе-8). 26 июня 1941 года командиры первых сформированных авиационных полков – С.П. Супрун, П.М. Стефановский и А.И. Кабанов были вызваны в Кремль, где доложили о ходе работ.

Участник Великой Отечественной войны: с июня 1941 – командир 401-го истребительного авиационного полка. Воевал на Западном фронте (июнь – июль 1941). Участвовал в оборонительных боях в Белоруссии. Совершил более 10 боевых вылетов на истребителе МиГ-3, в воздушных боях лично сбил 1 самолёт противника.

27 июня 1941 года сформированный полк перелетел на фронтовой аэродром Зубово (Оршанский район Витебской области, Беларусь). В этот же день над аэродромом на высоте 1.500 метров появился вражеский разведчик Хш-126. Настигнув «хеншель», С.П. Супрун двумя атаками, открывая огонь с минимальной дистанции, сбил самолёт противника на глазах у всего аэродрома.

Рано утром 30 июня С.П. Супрун вылетел на разведку и обнаружил у переправы большое скопление мотомеханизированных войск и пехоты противника. Вернувшись из полёта, командир полка отдал распоряжение подвесить бомбы под все самолёты. После этого, получив разрешение от командира 23-й смешанной авиационной дивизии полковника В.Е. Нестерцева, во главе девятки истребителей он вылетел на штурмовку переправы. Неожиданной дерзкой штурмовкой было уничтожено до 30 автомашин с войсками и грузом, рассеяно и уничтожено до роты пехоты, подавлен огонь двух артиллерийских батарей противника. Переправа войск противника была сорвана. Наша группа без потерь вернулась на свой аэродром.

Ранним утром 4 июля 1941 года девять МиГ-3, ведомые С.П. Супруном, сбросили 12 бомб ФАБ-50 на движущиеся по дороге в районе города Толочин (Минская область, Беларусь) колонны противника. Было уничтожено 15 автомобилей, до роты пехоты, подавлен огонь пяти зенитных установок. Кроме того, в районе цели был сбит немецкий связной самолёт. В 10 часов утра девять МиГ-3, ведомые С.П. Супруном, сопровождали девятку бомбардировщиков СБ из 213-го скоростного бомбардировочного авиационного полка в район посёлка Крупки (ныне город Минской области, Беларусь), где в районе цели был сбит Хш-126.

4 июля 1941 года в 15 часов девятка МиГ-3 во главе с С.П. Супруном вылетела на прикрытие 16 бомбардировщиков СБ, которые бомбили мотомеханизированную колонну на дороге в районе посёлка Крупки (ныне город Минской области, Беларусь). Летевший впереди и выше основной группы МиГ-3 С.П. Супруна при подходе к цели был атакован группой вражеских истребителей Ме-109 и подбит. Лётчик пролетел 30 километров от места боя по направлению к своему аэродрому, но из-за повреждений самолёта или ранения был вынужден совершить вынужденную посадку. Его подбитый самолёт приземлился на опушке леса около деревни Монастыри (ныне деревня Полевая Толочинского района Витебской области, Беларусь), но через мгновение вспыхнул и взорвался. Лётчик погиб.

За образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с германским фашизмом, дающее право на получение звания Героя Советского Союза, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1941 года подполковник Супрун Степан Павлович был награждён второй медалью «Золотая Звезда» (посмертно).

Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва (с 1937 года).

Жил в посёлке Чкаловский (ныне в черте города Щёлково Московской области), с 1940 года – в Москве. Был похоронен в районе деревни Монастыри (ныне деревня Полевая Толочинского района Витебской области, Беларусь), в июле 1960 года перезахоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Награждён 2 орденами Ленина (25.05.1936; 20.05.1940); китайским орденом Облаков и Знамени**.

Бронзовый бюст С.П. Супруна установлен в городе Сумы (Украина). В Сумах на здании, в котором он работал, и в посёлке Чкаловский на доме, в котором он жил, установлены мемориальные доски. В селе Речки установлена стела, а в деревне Полевая Толочинского района Витебской области – памятник на месте гибели. Его именем названы улицы в городах Москва, Севастополь (Крым), Щёлково (Московская область), Витебск (Беларусь), Борисов (Витебская область, Беларусь), Толочин (Витебская область, Беларусь), Сумы (Украина), Белополье (Сумская область, Украина), Тростянец (Сумская область, Украина) и селе Речки. Имя С.П. Супруна носит Сумская школа-интернат.

Примечания:
1) Подлинная формулировка Указа Президиума Верховного Совета СССР «За образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с финской белогвардейщиной и проявленные при этом отвагу и геройство» не имеет под собой никаких оснований, так как С.П. Супрун не участвовал в советско-финляндской войне;
2) Степень ордена уточнить не удалось.

Воинские звания:
старший лейтенант (1936)
капитан (конец 1937)
майор (конец 1938)
подполковник (11.09.1940)


 

Биографию подготовил: А.А.Симонов

Источники

Авиация: Энциклопедия. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1994.

Великая Отечественная война 1941-1945: События. Люди. Документы.-Политизд.1990

Вишенков С.А. Дважды Герой Советского Союза С.П. Супрун.- М.:Воен,1956.

Военно-энциклопедический словарь. - М.: Воениздат, 1983.

Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.

Дважды Герои Советского Союза. - М.: Воениздат, 1973.

Личное дело

Люди бессмертного подвига. Книга 2. М., 1975

Покрышкин А.И. Готовность к подвигу. -«Красная Звезда».- 1975.- 16 октября.

Степан Супрун. / Лётчики. - Изд. 2-е. - М.: «Молодая гвардия», 1981.

Стефановский П.М. Триста неизвестных. - Изд. 2-е.- М.: Воениздат, 1973.